Прохорова Т. Г. Трансформации образа Марбурга в автобиографической повести Б. Пастернака «Охранная грамота»

В статье исследуются принципы создания образа Марбурга в автобиографической повести Б. Пастернака «Охранная грамота» (1931), выявляются особенности интерпретации художником реальных жизненных впечатлений. Автор статьи, опираясь в теоретическом плане на работу болгарского философа и эстетика К. Горанова «Художественный образ и его историческая жизнь» (М., 1970), рассматривает образ не как готовую структуру, а как динамичную систему. В […]

Лакербай Д.Л. О терминах «текст» и «произведение»

В статье рассмотрена асимметричная пара терминов «текст» и «произведение», которые могут находиться в различном соотношении друг с другом. При этом существует корреляция между решением вопроса в парах «текст — произведение» и «текст — дискурс». Текст как тотальный идентификатор гуманитарных и общественных наук не может быть определен полностью в рамках одной науки. Когда мы даем определение тексту, мы […]

Коптелова Н.Г. «Отголоски» драмы «Балаганчик» в лирическом цикле А. Блока «Снежная маска»

В статье рассматривается особая форма интермедиальности, воплотившаяся в творческом мышлении Блока и генетически связанная с пересечением в его поэтике лирических и театрально-драматургических начал. В работе подчеркивается, что один из каналов внедрения «театрального» кода в блоковскую поэзию проходит по линии воздействия на нее драм, ранее написанных поэтом и имеющих сценическую интерпретацию. Театральность такой природы транслирует смысловую […]

Гавриков В.А. Темпоральная структура тетралогии «Путешествие Глеба» Бориса Зайцева: библейский ракурс

В тетралогии Бориса Зайцева «Путешествие Глеба» есть как минимум три темпоральных состояния: линейное историческое течение событий, некая вневременная их матрица (первособытия) и постапокалипсический «новый век». Линейная история есть постоянное возвращение к вечным первообразам из Священной истории. Они могут являться в ином морфологическом облике, но всегда в том же самом реликтовом смысловом качестве. В тетралогии Зайцева […]