Филипповский Г.Ю. У истоков русской литературы (О периодизации ранней литературы Руси)

Статья посвящена актуальным вопросам периодизации ранней русской литературы X—XIII веков. Многие курсы вузовской истории древнерусской литературы по-прежнему используют термин «Литература Киевской Руси Х—XIII веков». Однако ясно, что подобная формулировка неприемлема для эпохи XII—XIII веков. Поскольку с 1155 года столица Руси перенесена князем Андреем Боголюбским из Киева во Владимир-на-Клязьме, тогда же развивается литература Владимирской Руси, а […]

Садовникова Ю.М. «Моралите» Барри Ансуорта: особенности структуры романа английского постмодернизма

В представленной работе рассматриваются особенности английского варианта романа постмодернизма на примере «Моралите» Барри Ансуорта (B. Unsworth «Morality Play»), который был опубликован в 1995 году, а впервые на русском языке был издан в 2005 году. Произведение Ансуорта является показательным примером плодотворного сочетания двух обновленных жанров: новой исторической фантастики и метафизического детектива. Подобный синкретизм объясняется спецификой самого […]

Лукьянова С.М. Неистовый Феофилакт. Псевдоним А.С. Пушкина как автопортрет

Статья посвящена актуальной проблеме интерпретации функциональных масок художника, позволяющих решать конкретные художественные и публицистические задачи в игровой форме. Объектом исследования является публицистическая маска А.С. Пушкина «Феофилакт Косичкин», комплексное изучение которой демонстрирует различные стратегии Пушкина-литератора и игровую многомерность его литературной личности. Основные результаты исследования показывают особую природу этой маски. Пушкин создает не просто имя, а игровую […]

Киселева И.С. Парадокс и черная клоунада в комедии Ф. Дюрренматта «Метеор»

В статье анализируются основные особенности комического в знаменитой комедии известного швейцарского немецкоязычного прозаика, драматурга и публициста Фридриха Дюрренматта. Как известно, характер комизма определяет жанровую разновидность комедии. Пьеса «Метеор» является черной комедиейфарсом, так как основной темой ее выступает смерть, и на протяжении двух актов комизм связан исключительно с подготовкой главной героя к кончине. В статье выявляется […]

Карташкова Ф.И, Королева В.В. Способы выражения отрицательных эмоций в произведениях Э. По и Э.Т.А. Гофмана)

В статье рассматриваются вербальные и невербальные способы выражения эмоционального состояния страха/ужаса, злости/ненависти в произведениях Э.Т.А. Гофмана и Э. По. Показано, что вербальные единицы в анализируемых художественных текстах представлены словами отрицательной коннотации, усилительными частицами, междометиями, сравнительными оборотами метафорического характера. В невербальном поведении героев Гофмана и Э. По эмоции выражаются посредством контролируемых невербальных компонентов коммуникации (фонационных, жестовых), […]

Анцыферова О.Ю. Жанровые трансформация мифа в проекте Canongate: Пелевин — Уинтерсон — Этвуд

Статья представляет собой проспект более объемного исследования корреляции мифа и литературы, специфичной для словесности XXI века. На материале трех первых книг межавторского проекта «Миф» издательства Canongate, вышедших в 2005 году — «Шлем ужаса» Виктора Пелевина, «Бремя» Джанет Уинтерсон и «Пенелопиада» Маргарет Этвуд — изучаются формы освоения мифа литературой, характерные для начала XXI века и опосредованные […]