Хуснутдинов А.А. «У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик»: (о смысловом наполнении понятия «бесприданница» в пьесе А.Н. Островского)

Целью статьи является установление особенностей реализации понятийного содержания слова в художественном тексте на материале пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». С этой целью анализируется смысловое наполнение понятия «бесприданница» в пьесе А.Н. Островского применительно к представлениям ее главных героев. Основываясь на содержащемся в тексте пьесы указании «сколько приданых, столько и женихов», автор статьи устанавливает, какое именно «приданое» Ларисы […]

Фархутдинова Ф.Ф., Киеу Ань Ву. Культурная информация и культурные смыслы в семантике слова и фразеологизма

В статье рассматривается один из аспектов проблемы Язык и культура: способность значимых единиц языка, в первую очередь, слов и фразеологизмов хранить и транслировать культурную информацию от поколения к поколению или от одного социума другому. Культурная информация — подвижная часть семантики языковых единиц. Она реализуется не только в словарных дефинициях, но и в текстах, где она […]

Суворова Н.В. Именования христианского праздника Преображение Господне:(лингвокультурологический аспект)

Неотъемлемую часть языковой картины мира каждого народа составляют именования праздничных дат (геортонимы). Данная статья посвящена лингвокультурологическому анализу русских официальных и неофициальных (народных) номинаций христианского праздника Преображение Господне. Новизна работы состоит в том, что в ней впервые определяется специфика структуры данных образований, устанавливаются особенности их семантики на основе выделения мотивационного признака. В результате сопоставления вариантов названий […]

Карташкова Ф.И., Каменкова А.Д. Специфика невербального поведения участников бизнес-коммуникации:(на материале американских фильмов «Крестный отец» и «Дом Гуччи»)

Настоящая статья посвящена изучению видов невербального поведения участников бизнес-коммуникации при использовании ими определенных тактик. Анализу подвергнуты такие типы невербальных компонентов коммуникации, как жестовые, мимические, миремические и пантомимические. Показано, что доминирование, манипуляция и маскировка истинных эмоций являются характерными чертами бизнес-коммуникации в определенных стратах американского общества. Интерпретация невербальных компонентов коммуникации осуществлялась на основе подхода, согласно которому значение […]

Карпова О.М. Новые ономастиконы как реальность шекспировской лексикографии XXI века

Статья посвящена описанию новых тенденций в ономастической шекспировской лексикографии, которая составляет значительную часть толково-энциклопедических словарей к произведениям Шекспира. Истоками новых ономастиконов являются Dictionaries of Characters and Place names и Who is Who in Shakespeare, которые традиционно регистрировали и обрабатывали имена собственные из сочинений драматурга: имена современников, родственников, постановщиков пьес, а также героев произведений Шекспира. В […]

Григорян А.А. Глагол will: сфера функционирования

Большинство людей, когда-либо изучавших английский язык и его грамматику, склонны отождествлять глагол will c выражением будущего времени. Сам вопрос о наличии специального времени/времен, выражающих будущее время, а также маркеров такого времени, считаем дискуссионным. При этом в грамматических пособиях (школьных и вузовских) зачастую полностью игнорируются другие аспекты функционирования глагола will, не связанные собственно с выражением будущего. […]

Тюленева Е.М. Роль саспенса в нарративной стратегии Бориса Дышленко (роман «Контуры и силуэты»)

В статье рассматривается реализация авторской нарративной стратегии в романе Бориса Дышленко «Контуры и силуэты» (1996). Предполагается, что методологическая установка писателя на создание в тексте «порогового» пространства, в которое вовлекается читатель, и в целом актуализация идеи читательского соавторства определяет принцип наррации и набор нарративных механизмов. В качестве наиболее действенного механизма избирается саспенс, транслирующий необходимые эффекты лиминальности […]

Матвеева А.В. Развитие структуры мономифа в фэнтези-фанфикшн

В статье рассматривается теория универсального сюжета Дж. Кэмпбелла о мономифе и её соотношение с фанфикшеном. Характеризуются функции структурных единиц мономифа и его архетипических персонажей на материале фанфика «Потерянный рай». Отмечается, что концепция, представленная Дж. Кэмпбеллом в книге «Тысячеликий герой», может быть применена для анализа фэнтези-фанфикшена. Доказывается, что архетипические мотивы путешествия героя реализуются не только на […]

Лукьянова С.М. «Текст судьбы живописца»: литературные автопортреты Ван Гога и Сальвадора Дали

Статья посвящена актуальной проблеме комплексного анализа «синтетического текста», включающего в себя как художественные произведения, так и другие аспекты жизни и творчества писателя или художника. Объектом исследования являются литературные автопортреты Ван Гога и Сальвадора Дали. Методология исследования включает в себя как традиционные структурно-семиотические и историко-функциональные подходы, так и методологию анализа «синтетического текста», разработанную в трудах Д.И. […]

Павловская О.А. Принципы обзорной композиции в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: интермедиальный аспект

В статье актуализируется проблема композиционного построения поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», рассматриваются основные приемы и способы создания обзорной композиции как доминирующей стратегии воплощения масштабного лироэпического замысла. Сделанные наблюдения позволяют говорить о том, что доминанты внутритекстовых связей, обеспечивающие масштабность эпического полотна, определяются и объемным коммуникативным замыслом автора: произведение Некрасова о народе и для […]

Горелов О.С. Оптимизация поэтического и визуального: коллаборации, медиагибриды и трансмедийное повествование

Статья продолжает серию исследований, посвященных способам адаптации литературы и поэзии к массовой медиа-среде — общественному пространству (текст в городе), цифровому пространству (поэтические стримы) и пространству перформанса (слово и звук в действии). Теперь речь идет об адаптивных тенденциях в экспериментальной, поисковой, «сложной» поэзии на границе медиумов (в первую очередь, текстуального и визуального). Впервые на таком материале […]

Шорин Р.В. Неакадемическая философия: проблема дефиниции

В статье предпринимается попытка дать определение понятию «неакадемическая философия». Отмечается, что это понятие встречается как в общественном дискурсе, так и в научно-исследовательских работах отечественных и зарубежных авторов. При этом оно остается понятием без своего более или менее четкого определения. Между тем, неакадемическая философия — это значимый социокультурный феномен, заслуживающий более пристального исследовательского внимания. Его значимость […]

Рябов О.В. «Их отучили думать»: репрезентации сознания и дегуманизация врага в языке пропаганды Холодной войны

Статья посвящена проблеме специфики языка описания сознания в военной пропаганде. Среди приемов создания пропагандой образов врага важнейшую роль играет дегуманизация. Поскольку наличие сознания является необходимым признаком человека, то практики дегуманизации включают в себя репрезентации сознания «чужих» и его отличий от сознания «своих». Новизна определяется тем, что впервые репрезентации сознания исследуются как ресурс конструирования образа врага. […]

Турчин А.С. Знаковое пространство сознания личности и процесс обучения

В статье рассматривается проблема взаимодействия основных структурных компонентов сознания личности в процессе осуществления ею учебной и познавательной деятельности. Отмечается необходимость решения ряда актуальных для психологии обучения вопросов, связанных с организацией внедрения инновационных подходов в практику современного образования. Семиосфера личности рассматривается как знаковое пространство, организация которого зависит от многих внешних и внутренних условий. Основное внимание уделяется […]

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх