В статье представлена проблематика кризиса университета, связанного с историческим крушением метафизического универсализма; в центре внимания авторов — углубляющаяся антропологическая деградация, в пику которой указывается в качестве креативной возможности недораскрытый метафизический потенциал российской культуры. Ключевые слова: университет, универсализм, человек, деградация, реновация Ссылка на статью: Океанский В. П., Океанская Ж. Л. «Оживление человека»: нерешенная сверхзадача российского университета // […]
Брагин А. В. Университетское образование: классика и традиционализм или инновации постмодернизма
Статья посвящена проблеме современного образования. В центре внимания характер инноваций в образовании и их последствия для общества. Классика потому и классика, что она дает эталон. Касается это и образования вообще и высшего — в частности. Сегодняшний тренд — инновационные постмодернистские изыски. Их суть проста — образование услуга, авторитет — преподавателя в этих условиях иллюзорен, стороны образовательной сделки равны «партнеры», […]
Шумилкина О. Г. Проблемы гуманитаристики в современной образовательной парадигме
Рассмотрено значение гуманитаристики в контексте двух образовательных парадигм — классической и современной. Раскрыты некоторые аспекты мировоззренческого конфликта между классической педагогической мыслью и идеями постмодернистской педагогики. Показано влияние идей постмодернизма на формирование новой образовательной парадигмы, затронуты перспективы развития гуманитаристики в современных условиях. Ключевые слова: гуманитаристика, образовательная парадигма, постмодернизм, постмодернистская педагогика. Ссылка на статью: Шумилкина О. Г. Проблемы […]
Финогентов В. Н. Печальные итоги реформирования гуманитарной составляющей высшего образования в современной России
В статье показаны негативные последствия реформ гуманитарной составляющей высшего образования, проводимых в России в постсоветский период. Подчеркнута настоятельная необходимость усиления и модернизации гуманитарной составляющей российского высшего образования. Ключевые слова: нарастание темпов технико-технологического прогресса, реформирование российского высшего образования, модернизация гуманитарной составляющей высшего образования, рационализация высшего образования, стандартизация и бюрократизация российского высшего образования. Ссылка на статью: Финогентов […]
Шилова Е. А. Общие тенденции развития англоязычной терминологии туризма
Формирование терминологического аппарата предметной области «туризм» отражает исторические этапы развития самого туризма как отдельного вида профессиональной деятельности. В статье рассматриваются вопросы словообразования англоязычной туристической терминологии. Диахронический подход позволяет специфицировать наиболее продуктивные способы терминообразования, характерные для определенных периодов развития терминосистемы. Ключевые слова: язык для специальных целей, LSP туризма, терминологический аппарат предметной области, синтаксический способ словообразования, терминологизация, […]
Цымбал А. Ю. Интонационное оформление вступительного и инверсивного разделительного вопроса в академической презентационной речи
Рассматриваются особенности интонационной реализации конструкций вступительного и инверсивного разделительного вопроса в академической презентационной речи. Особое внимание уделяется специфике коммуникативных задач разделительных вопросительных высказываний и интонационным моделям их реализации, используемым ораторами — носителями американского варианта английского языка. Ключевые слова: вступительный и инверсивный разделительный вопрос, академическая презентация, интонационное оформление, коммуникативные задачи, вовлечение адресата в рассуждение. Ссылка на статью: […]
Филатова Е. А. Дистанционные методы обучения фонетике английского языка в условиях аудиторного билингвизма
Рассматривается эффективность современных традиционных и дистанционных (компьютерных) методик обучения школьников среднего и старшего звена сегментной и супрасегментной фонетике в условиях аудиторного билингвизма. На примере конкретных программ анализируются плюсы и минусы дистанционного обучения фонетике английского языка, а также специфика его применения в школе при подготовке к итоговому государственному экзамену. Ключевые слова: метод, подход, дистанционное обучение, сегментная […]
Ужова О. А. Английские словари VIII—XVI веков как носители культурной информации
Анализируется ранний период развития английской лексикографии, рассматривается ряд словарей VIII-XVI вв. Подчеркивается, что культурную информацию можно обнаружить в самых первых лексикографических произведениях, тем самым подтверждается тезис о том, что любой словарь можно рассматривать как словарь культуры. Ключевые слова: лексикография, культурная информация, словари ранне-английского периода, глоссы. Ссылка на статью: Ужова О. А. Английские словари VIII—XVI веков […]
Полякова Е. А. Лингвокультурологический и поэтологический анализ наименований неба в древнеанглийской поэме «Беовульф»
Представлен подробный лингвокультурологический и поэтологический анализ наименований неба в древнеанглийской эпической поэме «Беовульф». В статье описываются характерные семантические особенности древнеанглийских наименований неба, а именно лексем heofon, rodor, wolcen, swegl. Выделяются значения данных лексем в различных контекстах с учетом их этимологии и основных особенностей древнеанглийской поэзии, таких как аллитерация и синонимия. Несмотря на христианское влияние, приводившее […]
Миловская Н. Д. Anekdote и witz. К проблеме трансформаций
Показывается, что трансформация немецкого языкового исторического анекдота Anekdote в формат языкового бытового анекдота Wortwitz не частотное явление, имеющее только один вектор развития, а именно: языковой исторический анекдот трансформируется народным сознанием в формат языкового бытового анекдота. Рассматриваются трансформации, сопровождаемые обретением сюжетом анонимности, изменением / не изменением его композиционного формата, уплотнением текстового полотна. Ключевые слова: (языковой) исторический […]
Маник С.А. Двусмысленность в англоязычном политическом медиадискурсе
Статья посвящена рассмотрению вопроса двусмысленности в англоязычном политическом медиадискурсе на материале публикаций о событиях в Керченском заливе в 2018 г. Описывается разница между значением и смыслом, многозначностью (или полисемией) и двусмысленностью, а также дается определение изучаемому явлению. На примере слова «агрессия» в работе иллюстрируется его словарное значение, а также различные контексты в медиадискурсе, акцентируются случаи […]
Кокурина И. В., Хорецкая Н. Ю. Фрейминг и образ США в немецкоязычных СМИ
Статья посвящена фреймингу как одному из способов воздействия на точку зрения человека. На материале текстов немецких СМИ иллюстрируется тот факт, что актуализация отдельных фреймов при описании различных фактов, связанных с США, «заставляет» реципиента истолковывать факты так, как это выгодно автору текста, что способствует формированию определённого образа страны. Ключевые слова: фрейм, фрейминг, манипуляция, средства массовой информации, […]
Квашнина Д. С., Суворова Н. В. Семантический сдвиг в названиях весенних месяцев (На материале восточнославянских языков)
Статья посвящена рассмотрению диахронического процесса, произошедшего в лексемах со значением «месяц». На основе сопоставительного изучения восточнославянских названий весенних месяцев делается вывод о том, что при сходстве близкородственных языков между ними немало и различий, одно из которых связано с семантическим сдвигом, произошедшим во внутренней форме выявленных лексем и обусловленным экстралингвистическими факторами. Ключевые слова: славянские языки, названия […]
Григорян А. А., Григорян А. Ю. Об одной разновидности коммуникативного подхода в преподавании английского языка
Многие лингвисты знакомы с выражением, суть которого сводится к следующему: в грамматике нет ничего такого, чего бы не было в лексике. Более того, значительная часть ученых вполне согласна с этим утверждением. В данной статье предпринимается попытка показать практическую пользу такого подхода в практике преподавания английского языка. Ключевые слова: лексическая грамматика, корпусная лингвистика, коммуникативный метод в […]