Костылёва Е. Л., Уткин А. В. Археологический музей в научно-образовательном пространстве Ивановского государственного университета

В статье очерчивается круг основных вопросов, связанных с организацией и деятельностью археологического музея Ивановского государственного университета. Отмечается, что археологические музеи — особое явление в истории многих университетов, связанное с образовательной, научной, экспозиционной деятельностью. Уделяется внимание международному сотрудничеству и публикационной активности музея, направленной на введение в научный оборот археологических материалов из фондов музея. Ссылка на статью: […]

Ильин Ю. А., Орешкин О. Ю. Торговая сеть Ивановской межрайонной базы Торгсин в 1933—1935 гг.: специфика организации и деятельности, итоги работы

В статье представлены основные этапы организации торговой сети Ивановской межрайонной базы Ивановской областной конторы Торгсин и ее дальнейшей реорганизации. В статье перечислены населенные пункты, где были созданы магазины и универмаги Ивановской межрайонной базы. Указаны основные причины и критерии закрытия торговых точек. Отмечены от-дельные аспекты кадровой политики. Приведены подробности биографии от-дельных директоров Ивановской межрайонной базы Торгсин. […]

Холодова З. Я. Рецепция Германии в сверхтексте М. Пришвина

В статье рассмотрена рецепция Германии в контексте пришвинского творческого наследия, пронизанного размышлениями о немецкой философии, музыке, поэзии, бытовой культуре. В автобиографическом романе образ Германии раскрыт через восприятие героя, сравнивающего Германию и Россию, и ряд лейтмотивов. Мотивность обеспечивает целостность художественного мира писателя. Эта особенность пришвинской поэтики отражена и в «Кащеевой цепи», где также сказалось большое влияние […]

Похаленков О. Е., Фролова Э. А. Тема войны в сборнике рассказов Э. М. Ремарка «История любви Аннетты»

В статье рассматривается тема войны в сборнике рассказов Э. М. Ремарка «История любви Аннетта», которые Ремарк пишет в период с 1930 по 1931 гг., между двумя важными в его творчестве романами «На Западном фронте без перемен» и «Возвращение». В отличие от романов рассказы Ремарка все еще недостаточно изучены не только в России, но и на […]

Лакербай Д. Л. И конь, и трепетная лань: заметки о феномене советского писателя-журналиста

Настоящая статья посвящена проблеме неразличимости художественного и журналистского текста в произведениях «большого стиля» сталинской эпохи. Концепт «литература» историчен, поэтому исследовать необходимо именно историческую конфигурацию литературы, в первую очередь определяя релевантные контексты. Таким контекстом для сталинской эпохи становится государственная стратегия полного включения литературы в парадигму социального утилитаризма и социальная инженерия. В рамках этого единого задания художественное […]

Капустин Н. В. Рассказ А. П. Чехова «Страх»: жанровые метаморфозы и обертоны смысла

В центре внимания автора статьи рассказ А. П. Чехова «Страх», в одном из писем названный писателем рождественским и опубликованный 25 декабря 1892 года в газете «Новое время». Это способно вызвать недоумение, поскольку действие рассказа происходит летом, что, кажется, безгранично удаляет «Страх» от традиционного святочного/рождественского канона (приуроченность художественного времени к зимнему праздничному циклу ― Святки, Рождество, […]

Григорян А. А., Григорян А. Ю. Объективация женщины как один из видов сексизма

Казалось, что к началу ХХI века в результате целенаправленных усилий гендерно-сенситивной части общества в англоязычных странах достигнут весьма значительный прогресс в вопросе элиминирования сексистского отношения к женщине. Определенные успехи в этом направлении действительно достигнуты. Однако внимательный анализ языковых структур, которые находятся в активном употреблении средствами массовой информации, участника-ми всевозможных телешоу, писателями и т. д., позволяет […]

Когаловский С. Р. Читая Ильенкова (как школа должна учить мыслить?)

Суждения автора книги «Школа должна учить мыслить» соотносятся с проблематикой развивающего обучения математике. Показывается принципиальная ограниченность возможностей генетического подхода к обучению. Следование ему тормозит развитие механизмов познания учащихся. Генетическому подходу противопоставляется онтогенетический подход к обучению, характеризуемый принципами и методами выстраивания такого «исторического», которое является процессом формирования, освоения и развития логического, несущим наращивание потенции его развития. […]

Пирожкова С. В. Задачи университета в условиях когнитивного и биокапитализма: от грамотного потребителя к участнику социотехнического проектирования

В статье представлена модель эволюции форм работы с социальными ожиданиями в рамках развития практик прогнозного и, шире, управленческого сопровождения технологического развития. Показано, что социальные ожидания выступают одним из важных факторов развития науки и техники в условиях формирования так называемого когнитивного капитализма и биокапитализма. Обосновано, что учет социальных ожиданий происходит в таких видах деятельности, как прогнозирование, […]

Палей Е. В. Аксиопространство современного естественнонаучного и технического образования: возможности гуманитаризации

В статье рассматривается несколько актуальных аспектов гуманитаризации естественнонаучного и технического образования, связанных с включением в процесс обучения явных и неявных ценностных установок. Указывается на негативный характер дефицита гуманитарных ценностей в рамках технического образования. Подчеркивается, что неявные ценностные установки обладают особой эффективностью, соответствуют современным практическим запросам и связаны с профессиональными компетенциями выпускников. Они формируют исследовательское отношение […]

Петряков Л. Д. Онтология в смысловых именах мест и институтов: постановка проблемы

В статье рассматриваются концепты культуры, созданные в классическую эпоху, такие как: «время», «прогресс», «современность с её проблемами», которые прочно вошли в наш повседневный язык. Показано, что они во многом определяют мышление, позволяя эффективно действовать в типичных ситуациях. Раскрыта их амбивалетность в ситуациях, требующих нестандартного мышления, когда они же препятствуют нашему успеху. Отмечено, что в глобализирующемся […]

Юдин К. А. «Путь киновари» Юлиуса Эволы: опыт интеллектуальной авто-биографии и философского самопознания

Данную статую статью можно рассматривать как продолжение начатого несколько лет назад цикла публикаций автора, посвященных изучению творчества известного итальянского правоконсервативного философа-традиционалиста, барона Юлиуса Эволы. Предпринимается попытка сфокусировать внимание на его отдельной работе, представляющей собой интеллектуальную автобиографию — «Путь киновари». Производится периодизация экзистенциально-онтологического маршрута, пройденного итальянским мыслителем с выделением трех составляющих: художественного, философского и постфилософского этапов. […]

Хрипунов А. С. Складывание и эволюция либеральной программы развития народного образования в России в конце XIX — начале ХХ в

В статье рассматриваются основные положения либеральной программы развития народного образования в России на рубеже XIX—XX вв. Особенное внимание уделяется институциональному оформлению либерального движения в России, разработке различных проектов программ реформирования российской школы. Дается анализ программных требований ведущих либеральных партий России — кадетов и октябристов, выделяются схожие и отличающие черты их программ. Особое внимание уделяется вопросу […]

Степанов А. В. Воспоминания Л. Б. Твелькмейер как источник по истории повседневной жизни семьи среднего класса в Петербурге начала ХХ века

На основании мемуаров Л. Б. Твелькмейер (Розинг) исследован ряд аспектов повседневной жизни семьи педагога высшей школы в начале ХХ в.: жилище, питание, досуг, воспитание детей. Высказаны предположения о раз-мерах доходов семьи. Отмечены черты её жизни, типичные и нетипичные для условного «среднего класса». Ссылка на статью: Степанов А. В. Воспоминания Л. Б. Твелькмейер как источник по […]