На сегодняшний день лингвистика активно занимается изучением текста, его особенностей, функций и свойств в междисциплинарном ракурсе, таким образом формируется особая отрасль лингвистической науки, получившая название «лингвистика текста» или «теория текста». В статье рассматриваются основные подходы в современной лингвистике к анализу учебных текстов, а также проблема оценки сложности текстов в учебниках по английскому языку, разрабатываемой на […]
Григорян А.А. Виды сексизма в английском языке (Пейорация образа женщины)
Термин «сексизм» в современной лингвистике используется в до-вольно широком смысле. Это своеобразный «зонтиковый» термин, т. к. под ним скрывается явление, которое в языке и культуре проявляется очень по-разному: от скрытого и даже «доброжелательного» (benevolent and covert) сексизма до открытого и явного (overt one). При всем кажущемся разнообразии все варианты этого явления объединены идеей дискриминирования людей […]
Тихомиров В.А. Физическая гениальность и атрофия саморефлексии в эссе Дэвида Фостера Уоллеса «Как Трэйси Остин разбила мне сердце»
Эссе американского писателя-постпостмодерниста Дэвида Фостера Уоллеса «Как Трэйси Остин разбила мне сердце» формально является рецензией на автобиографию знаменитой в юности теннисистки Трэйси Остин, однако на деле текст быстро преодолевает первоначально очерченные рамки и перерастает в резкую критику литературного жанра спортивных автобиографий. На примере мемуаров спортсменки писатель иллюстрирует двойственную природу подобного рода литературы. Литературное творчество великих […]
Половинкина О.И., Бычкова К.И. Дж.М. Кутзее и Г.Д. Торо: мотив блуждания в романе «Жизнь и времена Михаэла К.»
В статье анализируется нарциссическая, то есть обращенная к самой литературе, природа романа Дж.М. Кутзее «Жизнь и времена Михаэла К.», которая определяет стратегию писателя в конструировании художественного целого. Пастишируя особенности писательской манеры Франца Кафки и Генри Дэвида Торо, «подчеркивая» их «приемы» (по выражению В. Шкловского), Дж.М. Кутзее интегрирует в повествование ряд мотивов произведений Торо и Кафки. […]
Морозова И.В. Женский мир в «утраченном рае» послевоенной Луизианы: «Рассказы на балконе» Грейс Кинг
После Гражданской войны в США отчетливо оформляются региональные литературные школы, в числе которых наибольшей оригинальностью отличалась так называемая «Новоорлеанская школа». Ее лидерами стали женщины, которые не только откликнулись на животрепещущие вопросы жизни послевоенного Юга, испытывавшего травму проигрыша, но и выдвинули важные вопросы, связанные с самоидентификацией женщины. Значительный вклад в развитие региональной литературы внесла Грейс Кинг, […]
Мартиросян Г.Э. Афрофутуризм в канадской литературе XXI века (На примере сборника рассказов К. Келлоу «Dominoes at the Crossroads»)
Статья посвящена литературоведческому анализу сборника рассказа Кайе Келлоу «Dominoes at the Crossroads» (2020) как афрофутуристического артефакта новейшей культуры Канады. Афрофутуризм рассматривается как критический метод и арт-движение, которое с помощью документального и фантастического нарративов призвано рассказать о подлинном положении африкано-канадцев и карибо-канадцев в Северной Америке. По мнению автора статьи, ввиду достаточно за-крытой политики канадского правительства и […]
Белова О.Е. О речевых промахах героев А.Н. Островского в свете первичных речевых жанров
Предлагается исследовать творчество А.Н. Островского сквозь призму первичных речевых жанров (на базе подходов М.М. Бахтина и А.Д. Степанова). Подобное исследование может быть проведено в различных направлениях. В качестве примера автор рассматривает отдельные ситуации в пьесах Островского, когда персонажи допускают определенные речевые промахи, что приводит к нега-тивным результатам общения (от срыва планов до совершения преступления). При-чинами […]
Шилова Е.А. Ивановская лексикографическая школа: 25 лет в авангарде современной российской и европейской лексикографии
В статье описываются достижения коллектива Ивановской лексикографической школы за 25 лет ее научной работы. Ссылка на статью: Шилова Е.А. Ивановская лексикографическая школа: 25 лет в авангарде современной российской и европейской лексикографии // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 174–180.
Киселева Н.К. «История Испании» Альфонсо X Мудрого: авторитет памятника и значимость перевода. Рец. на кн.: Альфонсо X Мудрый и сотрудники. История Испании, которую составил благороднейший король дон Альфонсо, сын благородного короля дона Фернандо и королевы доньи Беатрис. СПб.: Наука, 2019. Т. 1. 763 с
В рецензии рассматривается значение публикации на русском языке комментированного перевода «Истории Испании» Альфонсо X Мудрого. Данная хроника — важнейший памятник испанской средневековой эпохи XIII века, до сих пор не переведенный ни на один европейский язык. Проект по переводу такого сложного древнего текста стал по-настоящему грандиозным событием в истории российской и мировой науки. Рецензируемое издание является […]
Касаткина С.С. Университет и город: ноосферная взаимосвязь
Статья посвящена рассмотрению третьей миссии университета в контексте представлений о ноосферной динамике. Зафиксирована специфика университетской субкультуры в контексте цивилизации потребления. Предложен анализ взаимодействия университета и города в формате их коэволюции как важнейших социальных институтов современного общества. Автор раскрывает ноосферность коллаборации вуза с городской средой через призму пяти моделей / отношений, формирующих единую экосистему. Показана схожесть […]
Зайцева С.А., Смирнов В.А. Ценностные регулятивы «рекомендательной системы» в контексте распространения нейро-сетевых моделей
Характерной особенностью современных условий цифровой трансформации различных процессов в обществе является возникновение не только огромного массива намеренно оставляемых пользователями общедоступных данных (активный цифровой след), но и информации об их взаимодействии с различными информационно-коммуникационными системами (пассивный цифровой след). Последний вид цифрового следа, как правило, используется не для ручного анализа информации другими пользователями сети, а для ее […]
Сулейменов И.Э., Витулёва Е.С., Шалтыкова Д.Б. Концепция ноосферного университета с точки зрения дуальной сущности интеллекта человека
Статья посвящена феномену обучения как системы направленных трансформаций интеллекта студента, нацеленных на приобретение им профессионализма. Показано, что доказательства дуальной природы интеллекта человека, построенные на использовании классических положений теории нейронных сетей, заставляют существенно пересмотреть содержание понятия «образование». Зафиксировано, что интеллекту человека присущи одновременно индивидуальное и коллективное начала. Обосновано, что образование, в сущности, представляет собой направленную трансформацию […]
Финогентов В.Н. Будущее высшего образования: от преимущественно прагматической ориентации к ценностно-смысловой наполненности
Главное внимание в статье уделено обсуждению предстоящих революционных изменений в системе высшего образования, которые явятся следствием разворачивающегося уже в наши дни фундаментального процесса вытеснения людей из различных областей профессиональной деятельности разнообразными формами искусственного интеллекта. В статье выдвигается и в определенной степени обосновывается гипотеза, согласно которой система высшего образования уже в ближайшие десятилетия должна радикально поменять […]
Шушканова Е.А. О государственном служении духовенства Русской православной церкви (На материалах Енисейской губернии)
Рассматривается место православного духовенства в служилой системе российского государства со времени ее оформления в XV в. В процессе дальнейшего исторического развития служилая система трансформировалась в сторону ослабления государственного подданства сословий. Однако по мере постепенного демонтажа феодальной модели прикрепления всех сословий и классов к обязательной государственной службе статус духовенства в России принципиально не менялся. Указанный феномен […]