Маник С.А., Корытова Д.В. Когнитивная метафора в медицинской терминологии в англоязычных СМИ

В статье рассматриваются вопросы когнитивной метафоры в медицинской терминологии и метафоризации медицинской терминологии на примере ее употребления в англоязычных СМИ. Вопрос о влиянии когнитивных метафор на восприятие окружающего мира человеком уже давно является предметом исследования многих ученых, однако аспект метафорического номинирования научных объектов в медиатекстах медицинской тематики, а также трансформации значения медицинских терминов и степени […]

Гурова И.В. Отонимные дериваты с компонентом -гейт в славянских языках

Цель статьи состоит в сопоставительном исследовании отонимных дериватов с компонентом -гейт в болгарском, русском, польском и украинском языках. Материал исследования — блоги, сайты, электронные версии газет за 2018—2020 гг. Применялись общенаучные методы анализа, сопоставления, обобщения и статистической обработки данных. Предложена рабочая модель изучения отонимных дериватов с компонентом -гейт: 1) исследование лексем с точки зрения происхождения, […]

Григорян А.А. Еще раз об английских артиклях

Тема артиклей является одной из наименее любимых широким кругом людей, изучающих английский язык. Едва ли это можно считать случайным, особенно если вспомнить количество правил, регулирующих употребление артиклей в английском языке. Немного утрируя, можно сказать, что это количество стремится к бесконечности, особенно если учитывать и исключения из правил. С другой стороны, артикли — очень важный элемент […]

Селютина Е.А. К вопросу о стратегиях самопрезентации автора в современном литературном процессе (На материале литературных интервью Е. Некрасовой)

В статье исследуется «нарратив об авторе» в интервью Е. Некрасовой как часть тенденции к публичной саморефлексии в современной куль-туре, связанной с ситуацией метамодерна. Литературные интервью писателей в XXI в. отвечают на потребность литературоведения в понимании хода работы автора над художественным материалом и эстетической самоманифестацией творца. Писатель как нарратор (отвечающий на культурно обусловленный запрос интервьюера) имеет […]

Зачевский Е.А., Кудрявцева Т.В. Первый (берлинский) послевоенный съезд немецких писателей (1947)

Впервые в отечественной гуманитарной науке представлено по-дробное исследование, посвященное подготовке и проведению Первого послевоен-ного съезда писателей Германии, состоявшегося в 1947 г. в Берлине. Исследование основывается на фактографическом материале (материалы съезда — документы, вы-ступления делегатов, отклики в печати, воспоминания участников). Аналитическая оценка события предполагает привлечение широкого историко-культурного и политического контекста эпохи, что позволяет лучше понять ситуацию […]

Стрелец М.В. Архивы и архивные данные в творчестве Леопольда фон Ранке: исследование ивановских ученых. Рец. на кн.: Черноперов В.Л., Усманов С.М. Леопольд фон Ранке — жизнь и творческое наследие: монография. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2021

Вниманию читателей предлагается рецензия на книгу Василия Львовича Черноперова и Сергея Михайловича Усманова «Леопольд фон Ранке — жизнь и творческое наследие». В рецензии отмечен многоплановый характер работы, однако сконцентрировано внимание на освещении в этой монографии вопроса об архивах и архивных данных в творчестве выдающегося германского учёного-историка Леопольда фон Ранке (1795—1886). По мнению рецензента, главный вывод […]

Ковель А.Н. Музыка — только внешность? К некоторым философским вопросам искусства в творчестве Г.Г. Шпета

В статье презентуются несколько аспектов восприятия философии искусства, а также эстетические воззрения отечественного философа, психолога и теоретика искусства Густава Шпета — представителя русской школы герменевтики. Анализируется его понимание вопроса взаимосвязи философии и искусства, искусства и жизни. Рассматриваются вопросы взаимосвязи искусства и красоты, красоты и смысла, их связь с концептом «идея», определяется роль и функции украшения […]

Когаловский С.Р. «Все есть число» (Лики математики)

Статья представляет собой размышление о пифагорейском тезисе «Все есть число», метафорически выражающем всепронизывающую роль математики в науке и в целом в культуре. Зафиксировано, что все фундаментальные понятия математики, образующие ее несущий каркас, трансцендентальны. Раскрыта специфика системного подхода в сопоставлении его с картезианским через призму математики. Показано, что в исследовательской деятельности в рамках становящейся математической теории […]

Свобода Н.Ф., Воробьева О.Б. Философское просвещение в техническом вузе: постановка проблем исторического сознания

Статья посвящена феномену исторического сознания. Целевой аудиторией являются молодые преподаватели и студенты. Показано, что ключевая роль в раскрытии смыслового наполнения понятия исторического сознания принадлежит философии. Зафиксировано, что философский анализ предполагает переход от изучения исторического сознания как целостного образования к исследованию его на более конкретных уровнях (личностном, групповом). Установлено, что именно философия как образовательная дисциплина открывает […]

Пирожкова С.В. Миссия философии в формировании человеческого капитала молодых ученых: вызовы XXI века

Цель статьи — показать изменения требований, предъявляемых к подготовке научных кадров, и обосновать задачи философии как важного элемента такой подготовки. Демонстрируется, что в контексте взращивания кадров высшей квалификации, наука предстает как определенная форма трудовой активности, предполагающая приобретение обучающимся компетентности в решении ряда профессиональных задач. Будучи встроенной в общую систему подготовки дипломированных специалистов, подготовка ученых испытывает […]

Брагин А.В. Университетское ноосферное образование: критерий антропологической соразмерности и гуманистические параметры

В фокусе внимания автора — парадигма ноосферного образования, рассматриваемая через призму высшей школы. Показано, что становление ноосферы носит ноокосмический характер, что предполагает участие разума в перестройке траектории социокультурной эволюции в направлении оптимальности — соответствии ноосферному вектору. Доказано, что ведущая роль в системе воспитания и образования принадлежит Университету — комплексному центру, задающему оптимальные гуманистические параметры антропологического […]

Палей Е.В. Конструкт университета будущего: от неопределенности к непостижимости

В статье рассматривается проблема определения фьючерной модели университета в контексте растущей социальной изменчивости. Показано, что университет как значимый институт во многом детерминирован внешней средой. Обосновано, что достоверная оценка текущей ситуации выступает условием не только развития, но и существования университета. Автор прослеживает варианты интерпретации неопределенности как категории бытия в классической и неклассической философии, подчеркивая ее соотнесенность […]

Сулейменов А.Р. Проекты глобального радикального исламизма: SWOT-анализ стратегий Аль-Каиды и «Исламского государства»

Данная статья посвящена политическим проектам радикального исламизма, направленным на установление глобального «исламского» государства. Исследование концентрируется на двух различных стратегиях, наиболее ярко демонстрирующих раскол между двумя проектами глобального исламизма. К таковым проектам относятся стратегии Аль-Каиды (представителя «старой» джихадистской организации) и «Исламского государства», которое закономерно можно обозначить как принципиально новое радикальное движение. Целью работы является выявление стратегий […]

Орлова С.А., Околотин В.С. Из истории межнациональных конфликтов в Российской империи в начале XX века (По материалам сенаторских ревизий)

Статья посвящена национальным проблемам, обострившимся в годы Первой русской революции и Первой мировой войны в Российской империи, которые нашли отражение в материалах ревизий сенаторов А.М. Кузминского, Е.Ф. Турау, К.К. Палена и Н.С. Крашенинникова. В отчетах и кратких записках сенаторов дается описание кровавых межэтнических столкновений, произошедших в Баку, Одессе, Киеве в годы Первой русской революции, межнациональных […]

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх