Суждения автора книги «Школа должна учить мыслить» соотносятся с проблематикой развивающего обучения математике. Показывается принципиальная ограниченность возможностей генетического подхода к обучению. Следование ему тормозит развитие механизмов познания учащихся. Генетическому подходу противопоставляется онтогенетический подход к обучению, характеризуемый принципами и методами выстраивания такого «исторического», которое является процессом формирования, освоения и развития логического, несущим наращивание потенции его развития. […]
Пирожкова С. В. Задачи университета в условиях когнитивного и биокапитализма: от грамотного потребителя к участнику социотехнического проектирования
В статье представлена модель эволюции форм работы с социальными ожиданиями в рамках развития практик прогнозного и, шире, управленческого сопровождения технологического развития. Показано, что социальные ожидания выступают одним из важных факторов развития науки и техники в условиях формирования так называемого когнитивного капитализма и биокапитализма. Обосновано, что учет социальных ожиданий происходит в таких видах деятельности, как прогнозирование, […]
Палей Е. В. Аксиопространство современного естественнонаучного и технического образования: возможности гуманитаризации
В статье рассматривается несколько актуальных аспектов гуманитаризации естественнонаучного и технического образования, связанных с включением в процесс обучения явных и неявных ценностных установок. Указывается на негативный характер дефицита гуманитарных ценностей в рамках технического образования. Подчеркивается, что неявные ценностные установки обладают особой эффективностью, соответствуют современным практическим запросам и связаны с профессиональными компетенциями выпускников. Они формируют исследовательское отношение […]
Петряков Л. Д. Онтология в смысловых именах мест и институтов: постановка проблемы
В статье рассматриваются концепты культуры, созданные в классическую эпоху, такие как: «время», «прогресс», «современность с её проблемами», которые прочно вошли в наш повседневный язык. Показано, что они во многом определяют мышление, позволяя эффективно действовать в типичных ситуациях. Раскрыта их амбивалетность в ситуациях, требующих нестандартного мышления, когда они же препятствуют нашему успеху. Отмечено, что в глобализирующемся […]
Юдин К. А. «Путь киновари» Юлиуса Эволы: опыт интеллектуальной авто-биографии и философского самопознания
Данную статую статью можно рассматривать как продолжение начатого несколько лет назад цикла публикаций автора, посвященных изучению творчества известного итальянского правоконсервативного философа-традиционалиста, барона Юлиуса Эволы. Предпринимается попытка сфокусировать внимание на его отдельной работе, представляющей собой интеллектуальную автобиографию — «Путь киновари». Производится периодизация экзистенциально-онтологического маршрута, пройденного итальянским мыслителем с выделением трех составляющих: художественного, философского и постфилософского этапов. […]
Хрипунов А. С. Складывание и эволюция либеральной программы развития народного образования в России в конце XIX — начале ХХ в
В статье рассматриваются основные положения либеральной программы развития народного образования в России на рубеже XIX—XX вв. Особенное внимание уделяется институциональному оформлению либерального движения в России, разработке различных проектов программ реформирования российской школы. Дается анализ программных требований ведущих либеральных партий России — кадетов и октябристов, выделяются схожие и отличающие черты их программ. Особое внимание уделяется вопросу […]
Степанов А. В. Воспоминания Л. Б. Твелькмейер как источник по истории повседневной жизни семьи среднего класса в Петербурге начала ХХ века
На основании мемуаров Л. Б. Твелькмейер (Розинг) исследован ряд аспектов повседневной жизни семьи педагога высшей школы в начале ХХ в.: жилище, питание, досуг, воспитание детей. Высказаны предположения о раз-мерах доходов семьи. Отмечены черты её жизни, типичные и нетипичные для условного «среднего класса». Ссылка на статью: Степанов А. В. Воспоминания Л. Б. Твелькмейер как источник по […]
Пикин А. В. Ответ Халкидону? Посольство Льва Великого к Аттиле и его место в свете полемики вокруг 28 канона Халкидонского собора
Автор статьи рассматривает вопрос о том, насколько было необходимо папе Льву Великому личное участие в посольстве к Аттиле в 452 г. При этом история посольства рассматривается не только с точки зрения политической целесообразности, но и в контексте борьбы римской кафедры за лидерство в Церкви в связи с принятым Халкидонским собором 28 каноном, уравнивавшим Рим и […]
Корников А. А. Старинные гербы городов губерний Верхней Волги
Статья посвящена исследованию дореволюционных гербов городов трех регионов Верхней Волги — Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Рассказывается о процессе разработки, утверждения данных гербов, выделяются основные группы городских гербов, приводятся их количественные показатели. Анализируется символика городских гербовых эмблем. Показывается влияние дореволюционных гербов на современную муниципальную геральдику. Ссылка на статью: Корников А. А. Старинные гербы городов губерний […]
Евсеев В. А. Специфика внешней политики Англии по отношению к германским княжествам на рубеже XVII—XVIII веков
Статья посвящена рассмотрению политики Англии к различным княжествам Германии на рубеже XVII—XVIII веков. Британия для борьбы со своим главным соперником в Европе — Францией устанавливает достаточно успешную систему союзов с германскими княжествами, которые носили временный характер. В основном почти все договоры имели военно-политическую направленность, а экономические статьи были очень редким исключением. Главным рычагом управления политикой […]
Павловская О. А. Театральная тема в поэзии Н. А. Некрасова и А. Н. Апухтина: творческие контакты
В статье рассматривается проблема творческих контактов и литератур-ной преемственности Н. А. Некрасова и А. Н. Апухтина в интерпретации театральной темы. Эти русские поэты были активно вовлечены в современную театральную культуру, наблюдали за ее развитием, использовали сценические элементы в собственной художественной практике. В их творческом наследии запечатлен интересный опыт переживания театральной действительности второй половины XIX века, […]
Муравьева А. В. Традиции авангарда в современной отечественной драме: абсурдность «Снов» И. Вырыпаева
Статья посвящена функционированию в пьесе Ивана Вырыпаева «Сны» авангардистских абсурдистских элементов. Анализируются и типологизируются формы проявления абсурда, акцентируются текстовые элементы, в которых в той или иной степени проявлен абсурдистский код. Основное внимание уделяется специфике персонажа, проецируемых в его речь образах, а также общей сюжетной канве текста. Акцент ставится на смещении, сращении и тавтологизации как основных […]
Лобанова Е. И., Суворова Н. В. Вербализация концепта «дерево» в романе Е. Г. Водолазкина «Лавр»
В данной статье рассматривается одна из самых актуальных проблем современной лингвистической науки — проблема репрезентации определенного концепта в произведениях современной художественной литературы. В рамках поставленной проблемы предпринимается попытка системного анализа различных способов вербализации концепта «дерево» в «неисторическом» романе Е. Г. Водолазкина «Лавр». На основании многообразия выявленных языковых средств, обеспечивающих репрезентацию всех основных смыслов данного концепта […]
Ермолаева Н. Л. «Невольницы» А. Н. Островского и «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Исследователи, обращавшиеся к теме «Островский и Грибоедов», традиционно рассматривают возможность сопоставления с образом Чацкого только героев-мужчин из пьес Островского. Автор статьи исходит из убеждения, что в ряде его произведений роль героя-идеолога переходит от мужчины к женщине. В этом смысле наиболее показательной является пьеса «Невольницы», в которой, единственной у Островского, главной героиней становится образованная женщина. В […]