В статье рассмотрена рецепция Германии в контексте пришвинского творческого наследия, пронизанного размышлениями о немецкой философии, музыке, поэзии, бытовой культуре. В автобиографическом романе образ Германии раскрыт через восприятие героя, сравнивающего Германию и Россию, и ряд лейтмотивов. Мотивность обеспечивает целостность художественного мира писателя. Эта особенность пришвинской поэтики отражена и в «Кащеевой цепи», где также сказалось большое влияние Вагнера, создавшего в своих операх технику лейтмотивов. Пришвин хорошо знал философские учения рубежа ХIХ—ХХ веков, но испытал наибольшее воздействие «философии жизни», особенно идей Ницше и Зиммеля. Книги Ницше открыли герою «Кащеевой цепи» «настоящее знание», ярко осветившее мировое пространство. Пришвин размышлял о Ницше на протяжении всей своей творческой жизни, Ницше для него — прежде всего художник слова и великий философ, чье учение «дает толчок искусству». Немецкая философия и культура оказали определяющее влияние на формирование философских и эстетических взглядов Пришвина, но особенно значимой для его художественного мышления стала зиммелевская концепция понимания как отношения одного духа к другому, дополняемого актами самосознания, обеспечивающими знание себя как другого. Для Пришвина характерны «внутренние диалоги» с соратниками по перу, философами, религиозными мыслителями, учеными — современниками и предшественниками, он их вел с целью определения своего творческого поведения.
Ссылка на статью:
Холодова З. Я. Рецепция Германии в сверхтексте М. Пришвина // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 36-46.