В представленной статье на примере романа Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман» предложен возможный анализ художественного мира прозаического произведения посредством выделения фреймовой структуры концепта «враг». Обращение к категориям когнитивной лингвистики дает возможность не только выявить особенности поэтики романа Фейхтвангера, но и понять наступающую в Германии атмосферу террора, квинтэссенцией которой и является концепт «враг» (отметим, что писатель был свидетелем зарождения тоталитарной идеологии и поэтому в романе «Семья Опперман» дал полную картину нацистского режима). В работе будут рассмотрены основные значения концепта: « простые сподвижники режима» и « идеологический враг» . Реализация значения концепта «идеологический враг» происходит на мотивном, образном и ассоциативном уровнях текста романа писателя. В исследовании особое внимание уделено не образу главы семьи Густаву Опперману, которого антисемитская политика поставила вне закона, а его сыну — молодому Бертольду Опперману и его столкновению с антисемитскими настроениями в гимназии, где он проходил обучение. Непонимание и последующая травля, которую испытывает юноша от преподавателя гуманитарных наук Бернда Фогельзанга, приводит в итоге к трагическому концу.
Ключевые слова: Лион Фейхтвангер, «Семья Опперман», концепт «враг», фрейм, мотив.
Ссылка на статью:
Хачикян Е.И., Похаленков О.Е. Концепт «враг» в романе Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 3. С. 34-38.