Статья посвящена рассмотрению покаянного дискурса, представляющегося одним из наиболее устойчивых в полидискурсном пространстве романа Саши Соколова «Палисандрия» и в целом характерного для сверхтекста писателя. Именно в «Палисандрии» рефлексия феномена раскаяния и работа с ним становится сюжетообразующим и провоцирующим наррацию фактором, а устойчивость мотива покаяния/раскаяния, его активное варьирование и помещение в различные контексты позволяют говорить еще и о дискурсивности покаяния, то есть разработке его природы, условий, среды, компонентного состава, структуры, иначе говоря — языка покаяния. В ходе исследования анализируются жанровые формы, концептуальные единицы, тезаурус и своеобразные семантические гнезда «покаяния», а также причины и механизмы их деконструкции. Показывается, что в тексте реализуется нарративная стратегия обнаружения и выведения на поверхность как «вещества» симуляции, так и находящегося с ним в сложных пересечениях «вещества» покаяния. Разрушение первого не всегда приводит к осуществлению второго, поэтому более существенным оказывается выявление и расширение собственных дискурсивных возможностей покаяния.
Для цитирования:
Тюленева Е.М. Покаянный дискурс в романе Саши Соколова «Палисандрия» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 4. С. 48—57.