В статье анализируется место римской виллы в процессе христианизации латинского Запада IV—VI вв. Особое внимание обращено на то, что в вилле могло культивироваться особое христианское благочестие, на формирование которого оказывали влияние взгляды владельца виллы, степень осмысления им христианского учения. Утверждается, что христианские практики в виллах осуществлялись вне церковного контроля, что нередко вызывало напряжение между двумя центрами христианизации: епископской кафедрой и аристократической виллой. В статье показано, что вилла благодаря особому топографическому положению нередко становилась местом аскетических практик, в которых сочетались идеалы пустынножительства и традиции аристократического досуга, важнейшим компонентом которого выступала интеллектуальная деятельность. На примере Вивария показано, что даже в условиях упадка вилл, который фиксируется археологами, сами поместья оставались важной ментальной категорией, без учета которой трудно понять феномен созданной Кассиодором монашеской общины. Как и аристократическая вилла предшествующего века, Виварий, как его изображает Кассиодор, отражал дихотомию частного и общественного, соединял интеллектуальный труд монахов с их хозяйственными заботами, направленными в том числе на внешний мир.
Для цитирования:
Тюленев В.М. Римская вилла в условиях христианизации латинского Запада // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 2. С. 123—133.