Статья посвящена проблеме описания сознания, аспекты которого многоразличны, как и способы выражения его основной функции — познания. Автор раскрывает содержание, во-первых, основной и, во-вторых, высшей позиции, которые доступны человеческому сознанию / познанию. Зафиксировано, что тезаурус вокабуляриев будет неполным без анализа начальной точки, или платформы, с которой стартует познание, и пика, или вершины, которой стремится достичь человеческий дух. Показано, что путь познания не может быть описан без нативной, врожденной веры в познаваемость окружающей действительности, в основе которой лежит постулат единства бытия и познания. Предложена философская парадигма экзистенциального материализма, принципиально отличающаяся от механистической, объективистской концепции. Предъявлена сущность релевантной картины бытия и познания, в которой человек присутствует не как внешний наблюдатель и не как рефлектор, но первоначально, в «надире», находит себя в здесь-и-теперь-бытии- сознании, Dabewuβtsein. Сделан вывод, что, начавшись таким образом, познание приходит к своей вершине, к «зениту», в здесь-и-теперь-духе — Dageist.
Ссылка на статью:
Тайсина Э.А. Два уровня и способа описания сознания в формате экзистенциального материализма // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 1. С. 129—138.