В фокусе внимания автора статьи находится сознание как фундаментальное понятие, указывающее на способность человека к обобщениям, рациональным выводам, систематическому знанию и к познавательной деятельности. Отмечено, что многообразие характеристик заставляет ограничивать представления о проявлениях сознания, определяя последнее исходя из предписываемого ему смысла. Автор особо останавливается на специфике когнитивной психологии, которая связывает феномен сознания с осведомленностью о событиях, о стимулах окружающего мира и о познавательных явлениях, таких как воспоминания, мысли, телесные ощущения. Показано, что философы разных эпох описывали сознание, прежде всего, исходя из соотнесения внутренне осознаваемой деятельности с познанием, а познание — с полученным знанием. Так, живой интерес к этому процессу у древних
мыслителей проявлялся в поиске конкретного местоположения памяти и знания. В рамках компаративного подхода соотнесена позиция древних египтян (разделявшаяся и греческими философами, в частности, Аристотелем), полагавших, что знания находятся в сердце, с точкой зрения Платона, который полагал, что именно мозг является средоточием мысли. Зафиксировано, что философы последующих эпох связывали феномен сознания с проявлением сверхчувственного в человеке, принцип организации которого лежит в основе бытия. Сделан вывод, что это дало толчок для формирования методологии, способной описать феномен сверхчувственного в терминах, адекватных миропониманию конкретной эпохи.
Для цитирования:
Шульга Е.Н. Феномен сознания и методология его исследования // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 3. С. 141—150.