В центре внимания автора статьи — проблема создания целостной духовно-психофизической картины мира как философского синтеза научного, религиозного и экзистенциально-личностного аспектов миропонимания с помощью ноосферного языка. В качестве такой интегральной концепции реальности берётся сюжетно-игровая парадигма, на основе которой предлагается решение проблемы типологизации картин мира. Методологической основой выступает диалектический метод, который характеризует воспроизведение в мышлении изучаемого предмета в его целостности, движении и развитии, во взаимодействии и взаимозависимости с другими аспектами реальности. Автор опирается также на системный междисциплинарный подход и концепцию ноосферы, которые дают возможность использовать теоретические положения философии, логики, естествознания, литературоведения и других наук. Предлагается «метакартина» представлений о мире на основе трёх фундаментальных дихотомий: «материальное — духовное», «раздробленное — целостное» и «неосознанно-шаблонное — осознанно-творчески-игровое». Показано, что вариантом «духовно-целостно-осознанно-творчески-игрового» мировоззрения является сюжетно-игровая парадигма. Сделан вывод, что построенная на основе этой парадигмы «панорама картин мира» позволяет понять, в каком направлении стóит осознанно действовать в настоящем и каким образом ответственно проектировать будущее как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Ссылка на статью:
Шимельфениг О.В. Типология картин мира // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 1. С. 139—146.