Статья посвящена средствам объективации в поэтическом наследии И.А. Бунина бинарной аксиологической оппозиции «добро — зло» и перцептивно-аксиологической оппозиции «свет — тьма». Эти диады рассматриваются как субординативные, декларирующие приоритетность значения одного из их членов. Новизна исследования связана с представлением мифонимов разных семантических групп в качестве экспликантов указанных диад. Выявлено, что в художественной картине мира Бунина-поэта репрезентантами диады «свет — тьма» выступают разноструктурные демононимы, мифоперсонимы, теонимы, а оппозиции «добро — зло» — демононимы, мифоантропонимы, мифозоонимы, мифоорнитонимы, ми-фоперсонимы спеллонимы и теонимы. Возможность мифологических имён объективировать разных членов аксиологических диад обусловливается их семантикой, этимологией, активизацией фоновых знаний интерпретатора в процессе знакомства с художественным текстом. Отмечается количественная разница мифологических имен, представляющих правого и левого членов аксиологической диады «добро — зло»; трансформация перцептивно-аксиологической оппозиции «свет — тьма» в диаду «огонь — тьма»; регулярное обогащение аксиологических диад экзистенциально-онтологическими смыслами. Автор приходит к выводу, что мифологические имена, выступая средствами выражения правого и левого членов аксиологических оппозиций «добро — зло» и «свет — тьма», обеспечивают постоянный диалог полярных начал в индивидуально-авторской картине мира.
Для цитирования:
Селеменева О.А. Экспликация аксиологических оппози-ций в поэтических текстах И.А. Бунина: (на материале мифонимов) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 2. С. 61—69.