В статье подвергается критике распространенное представление о марксизме, как философии активизма. Дан сравнительный анализ марксистской философии и философии русского космизма. Последняя, будучи активистской концепцией, основана на противопоставлении активистской и созерцательной позиций. Философия марксизма по сути является концепцией коэволюции мира и человека, их соразвития. Русский космизм охватывает неоднородные направления, среди которых обнаруживаются религиозно-философские и натуралистические, на пересечении которых оказывается «философия общего дела» Н. Ф. Федорова, имеющая пантеистический характер. Его пантеизм пытался преодолеть С. Н. Булгаков, исходя из последовательно религиозных позиций. Раскрыта противоположность концепции С. Н. Булгакова и натуралистической концепции ноосферы В. И. Вернадского. В то же время автор считает, что общим для них является самовозрастающее до чрезмерности представление о противоположности между духом и материей, человеком и природой, душой и телом как наследие средневековой философии, которое закладывается мыслителями в основание интерпретации отношения человека к миру и которое преодолевается в марксистской философии коэволюции.
Ключевые слова: марксизм, русский космизм, концепция ноосферы, осевое время, созерцательность, активизм, коэволюция, компаративистика, историческое и логическое.
Ссылка на статью:
Прохоров М.М. Русский космизм, концепция ноосферы и марксизм // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 97-108.