Прощин Е.Е. Литературные произведения и их постановки в современном российском театре (лидеры по популярности в сезонах 2018/19 и 2023/24)

Изучение связей литературы с театральной сценой имеет давние традиции и понятным образом находится на стыке разных гуманитарных дисциплин. Основное направление исследований находится в искусствоведческой плоскости, так как оба феномена являются эстетическими по своей сути. Однако можно выделить целый ряд параметров, которые как сопутствуют эстетическому подходу, так и являются самостоятельными. Одним из них является социологическое направление исследований, неотъемлемой частью которого оказывается статистический подход. Конечно, это социология искусства, а не социология как таковая, а ценность её состоит в том, что сосредоточившись на формальных показателях (для нас таковым является общий репертуар российских театров) в отвлечении от самого художественного содержания феноменов, мы можем проследить специфику функционирования этих феноменов в их отношении к экстраэстетическим факторам. В нашем исследовании мы обратились к показателям двух театральных сезонов (2018/19 и 2023/24 годов) с целью выявить лидеров сценического интереса из числа отечественных и зарубежных писателей. Данный сравнительный анализ демонстрирует, какие именно произведения различных авторов ставятся более всего, к каким литературным эпохам они относятся. Литература классическая в этом смысле имеет не просто успех, а становится основой для спектакля всё больше. Это говорит о затяжном, стагнирующем характере театральных процессов, скорее всего являясь реакцией на интенсивные макросоциальные процессы, сопутствующие культурной жизни минимум четыре последних года. Тем не менее остальным литературным эпохам уделяется немало внимания, что мы и показываем в данной статье.

Для цитирования: Прощин Е.Е. Литературные произведения и их постановки в современном российском театре (лидеры по популярности в сезонах 2018/19 и 2023/24) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Специальный выпуск. С. 59—70.