Голованова Е.И. Семантическое развитие слова в языках для специальных целей (на материале прилагательных-колоронимов)

Статья посвящена анализу изменений в семантике имен прилагательных, участвующих в концептуализации научно-профессионального знания. В центре внимания автора находятся вторичные значения прилагательных, относящихся к колоронимам (белый, черный, синий, серый, красный, зеленый), в языках для специальных целей. Выявляется общность значений данных прилагательных в номинативных словосочетаниях, репрезентирующих специальные знания в разных областях, рассматриваются варианты их семантической интерпретации. Особое […]

Галюченко А.С. Особенности семантики терминов-англицизмов в русскоязычных текстах вакансий для юристов

Актуальность рассматриваемых в статье вопросов связана с необходимостью соблюдения новой языковой политики Российской Федерации, целью которой является минимизация использования англицизмов в русском языке. Целью исследования является анализ специфики семантики терминов-англицизмов и англоязычных вкраплений в русскоязычном тексте вакансий для юристов и особенности их репрезентации. В работе изучаются способы лексикографического описания терминов-англицизмов, отобранных из текстов вакансий, в […]

Вансяцкая Е.А. Психофизиологические реакции мальчиков и их отражение в художественном тексте (на примере русскоязычной литературы для детей)

В статье рассматриваются языковые номинации психофизиологических реакций, которые являются маркерами эмоций в невербальном поведении. Психофизиологические реакции имеют рефлекторный характер и призваны защитить человека от различной опасности. Подчеркивается, что чем сильнее испытываемая эмоция, тем сильнее она проявляется на физиологическом уровне. Проанализированы примеры с наиболее частотным классом — вегетативным. Отмечается, что языковые номинации данного типа представлены различными […]

Тютелова Л.Г. Чеховский код в ранней драматургии Е.Н. Чирикова

На примере анализа особенностей пьесы Е.Н. Чирикова «Иван Мироныч» в работе решается проблема развития «новой драмы» в России после А.П. Чехова. Чеховский код избирается инструментом анализа произведения вследствие важности для становления Чирикова-драматурга встречи с Чеховым и совместной работы над произведением с МХТ, в частности со К.С. Станиславским и В.В. Лужским, которые занимались постановкой пьесы в […]

Таганов А.Н. Как Корвин-Круковский и Дюма-сын во Франции А.Н. Островского «переписывали»

В статье исследуется актуальная для настоящего времени проблема взаимодействия и взаиморецепции различных национальных культур. В этой связи сопоставляются пьесы «Данишевы», написанная П.В. Корвин-Круковским совместно с А. Дюма-сыном, и «Воспитанница» А.Н. Островского. В процессе рассмотрения указанных текстов в научный обиход вводится новый фактический материал, позволяющий изучить реакцию на представленную в драме «Данишевы» картину русской жизни XIX […]

Смирнова И.Ю. Особенности архитектоники романа А.И. Эртеля «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги»

В статье аналитически исследуется архитектоника и композиция романа А.И. Эртеля «Гарденины: их дворня, приверженцы и враги», с учетом толкования указанных терминов ведущими учеными проводится осмысление их применительно к выбранному произведению. Отдельное внимание в работе уделяется позиции писателя и ее отражению в художественном мире романа, сближениям и отталкиваниям Эртеля и его автобиографического героя. Характеризуется структура романа, […]

Прощин Е.Е. Литературные произведения и их постановки в современном российском театре (лидеры по популярности в сезонах 2018/19 и 2023/24)

Изучение связей литературы с театральной сценой имеет давние традиции и понятным образом находится на стыке разных гуманитарных дисциплин. Основное направление исследований находится в искусствоведческой плоскости, так как оба феномена являются эстетическими по своей сути. Однако можно выделить целый ряд параметров, которые как сопутствуют эстетическому подходу, так и являются самостоятельными. Одним из них является социологическое направление […]

Павловская О.А. Театральные сюжеты и образы в художественной прозе А.А. Григорьева

Исследование художественной прозы А.А. Григорьева открывает уникальный опыт творческого осмысления и интерпретации таких важных сторон театрального искусства середины XIX века, как разработка характерологии образа, приемы визуализации и звукового представления роли, сценическое мастерство актера, способы создания мизансцены и т. д., особенно значимые для периода становления и развития русского драматического театра. Оказываясь в зоне активной творческой рефлексии […]

Орлицкий Ю.Б. Драма без театра: Сапгир и Рясов

В статье сопоставляются инновационные подходы к использованию драматургической формы организации литературного текста двух русских писателей конца ХХ — начала ХХI в.: Генриха Сапгира и Анатолия Рясова, принадлежащих к разным литературным поколениям и независимо друг от друга пришедших к похожим творческим результатам: созданные ими тексты синтетической природы можно считать новым словом в русской словесности новейшего времени, […]

Мыслина Ю.Н. «Дар» смерти как «дар» времени в виртуальной реальности романа В. Пелевина «Путешествие в Элевсин»

В статье исследуется понимание смерти как «дара» в современной философии и художественной литературе ХХI века. Цель работы — доказать, что «дар» смерти в виртуальной реальности романа Пелевина «Путешествие в Элевсин» интерпретируется через «дар» времени для субъектов/объектов в компьютерной симуляции. В ходе исследования были применены не только философские методы (метод деконструкции Деррида, философская концептуализация «дара» смерти […]

Киселева И.С. Сюжет парадоксального детектива и игровой жанр комедии Фридриха Дюрренматта «Авария»

Творчество Ф. Дюрренматта-комедиографа отличается внутренней сложностью, писатель берет на вооружение достижения интеллектуальной драматургии и эпического театра, но в иных случаях и оспаривает их, наделяя пьесы чертами балаганной стихии народного театра. В его комедиях занимательность и нарастание напряжения соседствует с эффектом очуждения, призывающего зрителя не к вчувствованию, а к осмыслению. Автору удается показать типичное явление не […]

Карпенко Г.Ю., Мишра П. Стихотворение И.А. Бунина «Магомет и Сафия»: антропология родства (текст и контексты понимания)

В статье стихотворение «Магомет и Сафия» рассматривается как в соотнесении с другими произведениями Бунина, так и в свете лингво-историософских, антропологических и религиозных идей времени, которые в разном виде нашли свое отражение в стихотворении. Контекстный подход позволяет актуализировать потенциальные подтекстовые смыслы, которые оживают в стихотворении в контексте тех духовногуманистических настроений эпохи, которые связаны с желанием обновления […]

Болнова Е.В. Структурные и содержательные особенности сборника В.А. Сосноры «Продолжение»

Поэтическое наследие В.А. Сосноры довольно поздно было опубликовано в том виде, в котором его задумывал и создавал автор. Тексты подвергались цензурным и самоцензурным правкам, не получалось издавать сборники целиком. В то же время автор настаивал на необходимости знакомиться с его произведениями именно в контексте сборников, в которые они входили. В статье анализируется сборник «Продолжение» как […]

Алексеева А.А. Рецепция «чужого пространства» в циклах С.А. Есенина «Персидские мотивы», А.В. Ширяевца «Бирюзовая чайхана», С.М. Городецкого «Ангел Армении»

Настоящее исследование имеет своей целью проследить особенности воплощения «чужого пространства» в ориентальных циклах поэтов-новокрестьян С.А. Есенина и А.В. Ширяевца, а также в художественном единстве С.М. Городецкого. В работе предпринимается попытка отобразить национальные детерминанты в изображении неродных просторов в лирических единствах «Персидские мотивы», «Бирюзоваячайхана», «Ангел Армении», созданных названными авторами. В работе обращается особое внимание на стремление […]

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх