В статье на примере новеллы «Прощенный Мельмот», входящей в «Философские этюды» «Человеческой комедии» Бальзака, рассматриваются особенности художественной системы французского писателя, соединяющей в себе реалистически воспроизведенную и исторически обусловленную действительность и ее мистическое осмысление. Ключевые слова: реализм, мистика, Слово-логос, мистическое Слово, трансгрессивный образ, универсальный хронотоп. Ссылка на статью: Таганов А. Н. Реальное и мистическое в художественном […]
Кокурина И. В., Ополовникова М. В. Логическая частица schon как маркер нарушения динамического фрейма
Рассматриваются темпоральные логические частицы, маркирующие отступление от стандартной реализации фрейма-сценария; выделяются несколько видов нарушений темпоральных связей между элементами сценария, которые представлены ядерным элементом и коррелятом частицы schon. Ключевые слова: логические частицы, коррелят, нарушение нормы, фрейм, сценарий. Ссылка на статью: Кокурина И. В., Ополовникова М. В. Логическая частица schon как маркер нарушения динамического фрейма // Вестник […]
Карпова О. М. Еще раз о типологии словарей (На материале английских словарей нового поколения)
Обобщаются авторитетные типологии английских словарей, предложенные отечественными и зарубежными учеными на рубеже ХХ-XXI вв. Выделяются основные параметры классификаций, предлагается авторская типология словарей на материале специальных словарей. Рассматриваются новые тенденции в классификации справочников нового поколения, продиктованные антропоцентрическим характером современной лексикографии. Ключевые слова: типология, классификация, признак, параметр, словарь, общий, специальный Ссылка на статью: Карпова О. М. Еще […]
Григорьева Е. М. Неологизмы в современном английском языке и их отражение в словарях
Статья посвящена такому лингвистическому явлению как неологизмы. Их возникновение в языке обусловлено появлением новых реалий. Отдельные неологизмы, которые начинают активно употребляться в речи, становятся частью общеупотребительной лексики. В статье рассматриваются основные способы образования неологизмов, приводятся группы неологической лексики, а также рассматривается регистрация подобных лексем в словарях (на примере Cambridge Dictionary Online). Ключевые слова: неологизм, словарь, […]
Вансяцкая Е. А. Речевой жанр ссоры в невербальном поведении коммуникантов-детей: тактика прерывания контакта
Статья посвящена исследованию речевого жанра ссоры в невербальном поведении коммуникантов-детей. Отмечается, что данный речевой жанр характерен для мальчиков и девочек. Выявлено, что наиболее распространенной тактикой является прерывание контакта, при этом используются средства различного характера. В результате данной тактики ссора прекращается. Ключевые слова: речевой жанр, тактика, ссора, прерывание контакта, коммуникант, вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Ссылка […]
Ерофеева К. Л. Студенческий философский клуб. Размышления о слове и цифре
В центре внимания автора — динамика сознания студентов технического вуза, фиксируемая в течение последних трех десятилетий в рамках работы вузовского студенческого философского клуба. Показано, что эти изменения, с одной стороны, порождены информационной революцией, а с другой стороны, отражают изменения в экономической, политической и духовной жизни российского общества. В качестве основных сдвигов автор рассматривает «клиповый» стиль восприятия […]
Кудрина С. А. В защиту философии: между дерзновением и забвением
Важно не отказаться от философии в вузе, которая работает как своеобразная система безопасности, профетически сдерживая тенденции к отказу от нравственных ориентиров в науке. Философия заставляет ученого задуматься над социально-культурным контекстом, в котором он творит и познает, помогая ему избежать узкого профессионализма и цинизма. Ключевые слова: философия в вузе, ценности, этика, аксиология, релятивизм. Ссылка на статью: […]
Когаловский С. Р. Компетенции против компетентности?
Заметка посвящена следующему вопросу: в какой мере наличествующие стандарты и требования к рабочим программам по вузовским образовательным дисциплинам соответствуют многомерному и многоуровневневому характеру учебной деятельности? Ключевые слова: учебная дисциплина, стандарты, рабочая программа, учебная деятельность, многомерность и многоуровневость, компетенция икомпетентность. Ссылка на статью: Когаловский С. Р. Компетенции против компетентности? // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные […]
Смирнов Д. Г. Война образов в символической политике холодной войны: семиологические аспекты
Статья посвящена исследованию концептуальных и методологических оснований семиотики международных отношений через призму представлений о ноомахии и эйдомахии. Предложено понимание эйдомахии как интердискурсивного пространства международной политики, осуществлен его системный анализ. Показана логика становления семиотики международных отношений, дана ее политологическая дефиниция. Символическая политика рассмотрена в контексте процессов визуализации и концептуализации. Уточнена типология символических ориентаций Р. Элдера и […]
Власова Г. И., Турчин А. С. Особенности становления и развития научной школы Н. В. Кузьминой в Санкт-Петербурге и регионах России
Рассматривается проблема становления общей акмеологии и ее прикладных направлений в России на протяжении ХХ — начала ХХI в. На примере авторской научной школы доктора психологических наук Н. В. Кузьминой показаны основные этапы складывания и утверждения нового научного направления в структуре гуманитарного знания. Отмечается, что устойчивость теории и методологии акмеологии во многом зависит от ее распространения в […]
Касаткина С. С. Проектирование историко-культурной среды города в условиях информационного общества
Рассматриваются возможности проектирования историко-культурного пространства города. Актуальность проблемы связана с цифровизацией социокультурной реальности России, в том числе по направлению создания комфортной городской среды. Автор раскрывает практики формирования виртуальной и дополненной реальности городов в условиях информационного общества. Ключевые слова: историко-культурное пространство, проектирование городской среды, информационно-технологические ресурсы города. Ссылка на статью: Касаткина С. С. Проектирование историко-культурной среды […]
Булычев И. И. Фундаментальные алгоритмы реальности как драйверы научной и философской динамики
Статья посвящена проблемам конструирования методологии, имеющей своей целью выделение их основополагающих алгоритмов (констант), для эффективного развития фундаментальных научных и философских теорий. Показано, что алгоритмизации поддается, в первую очередь, наиболее разработанный и систематизированный слой теоретических дисциплин. Изложение универсального логико-философского алгоритма раскрывается на примере категории информации. Установлено, что подлинный алгоритм требует обнаружения объективных и абсолютных параметров в […]
Ерахтин А. В. Гуманитаристика, философия и клиповое мышление
Анализируются причины кризиса гуманитарных наук в мире и в России, после перестройки и антиконституционного переворота в октябре 1993 года. Показано, что реформы в сфере образования привели его к девальвации, особенно в сфере гуманитарного знания. Рассматривается феномен «клипового мышления» и его негативная роль для гуманитаристики. Доказывается, что философию неправомерно относить только к гуманитарным наукам, но она, […]
Коваленко С. В. Концепция ноосферогенеза как философско-методологическая основа функционирования и развития университетского образования
Статья посвящена анализу феномена культуры общества в форме университетского образования как совокупности антрополого-социальных процессов, в ходе которых личность расширяет свои возможности самореализации в процессах созидания ценностей ноосферогенеза. В представленной статье рассматриваются проблемы негэнтропийной эволюционной самоорганизации системы образования в условиях радикального перехода к рыночным отношениям и необходимости поиска новых педагогических технологий способных формировать системное мировосприятие учащихся […]