Хачикян Е.И., Похаленков О.Е. Концепт «враг» в романе Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман»

В представленной статье на примере романа Лиона Фейхтвангера «Семья Опперман» предложен возможный анализ художественного мира прозаического произведения посредством выделения фреймовой структуры концепта «враг». Обращение к категориям когнитивной лингвистики дает возможность не только выявить особенности поэтики романа Фейхтвангера, но и понять наступающую в Германии атмосферу террора, квинтэссенцией которой и является концепт «враг» (отметим, что писатель был […]

Григорян А.А., Григорян А.Ю. О лексическом компоненте в преподавании грамматики английского языка

Существует много различных методов преподавания грамматики английского языка. Самым традиционным и широко распространенным, пожалуй, является метод, основанный на изучении некоего набора правил и попыток применить их на практике. Опыт преподавания грамматики показывает, что, хотя такой подход и имеет право на жизнь, он подходит не всем. Есть студенты, для которых существенно более полезным оказывается овладение грамматикой […]

Горелов О.С. История сюрреалистической антимузыкальности в практиках инновативной русской поэзии

В статье предлагается обзор ключевых исследований сюрреалистической музыкальности, освещается проблема непринятия сюрреализмом музыкального медиа, особенно акцентируется внимание на историческом обсуждении семантики и реальности самого звука как феномена. Также анализируются основные принципы реализации сюрреалистической антимузыкальности в новейшей русской поэзии. Антимузыкальность теперь осознается как принцип работы со звуком в обход композиторской, аудиальной культуры, основанной на представлениях о […]

Высокович К.О. Легкие комедии в творчестве Н. И. Хмельницкого

В статье рассматриваются светские комедии известного драматурга рубежа 1810—1820-х годов Н. И. Хмельницкого. Основное внимание уделяется анализу сюжетных особенностей, а также характеристике персонажей. Комедии рассматриваются в хронологической последовательности, было проанализировано пять пьес: «Говорун» (1817), «Воздушные замки» (1818), «Нерешительный, или Семь пятниц на неделе» (1820), «Светский случай» (1826), «Взаимные испытания» (1826—1829). В основном Хмельницкий заимствовал сюжеты […]

Белозерова А. В. Использование параллельных русско-английских и англо-русских корпусов общественно-политических текстов: методический аспект

Настоящая статья посвящена описанию процесса составления и анализу небольших русско-английских и англо-русских корпусов общественно-политических текстов. Данные корпуса могут быть полезны в ходе переводческих исследований, а также эффективно внедрены в процесс преподавания переводоведческих и прочих дисциплин. В статье описываются этапы создания корпуса на платформе Sketch Engine. Платформа предлагает удобную возможность быстрого создания индивидуального исследовательского корпуса. В […]

Летина Н.Н. Актуальная культуросфера Ярославля: научно-образовательный дискурс

В статье обоснован образовательный силуэт современной культуросферы Ярославля. Определена ее база — ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, центр — кафедра культурологии, научный фундамент — ведущая научная школа России по культурологии, академическая вершина — диссертационный совет Д 212.307.04. Систематизированы форматы институционализации знания (исследование, проекты и акции, процессы, мероприятия). Определен механизм форматирования культуросферы в ярославских реалиях, обеспечивающий преемственность интеллектуальной традиции, интеграцию […]

Серикова Т.Ю. Субъективная авторская реальность и ее роль в формировании онтологических оснований художественного творчества

Рассматривается вопрос об онтологических основаниях искусства. Приводится сравнительная характеристика этапов создания художественного произведения. Дается анализ структуры произведения изобразительного искусства с целью определения наиболее сущностных ее компонентов. Раскрывается вопрос о значении такой эстетической категории, как «прекрасное» в формировании онтологических оснований художественного творчества. Исследуются особенности основных этапов создания произведения искусства автором и последующего его восприятия зрителем. Показано, […]

Смирнов Д.Г. Образ русского медведя в системе российской экосемиотики: первое приближение

Статья посвящена анализу когнитивно-семиотических аспектов бытования образа Русского медведя в системе современной отечественной символической политики. Определены предметное поле и структура политической экосемиотики, представлена ее теоретико-методологическая новизна. Очерчены координаты экосистемы образов политической семиосферы России, включающей фито- , зоо- и антропообразы. Выявлены формы и способы маркирования медвежести, раскрыта специфика медвежьей метафоры как зооморфного символа, зафиксированы его преимущества […]

Артемьева А.А. Аскеза как антропологическая парадигма глобального экономического сознания

Статья посвящена прояснению сущности современного глобального экономического сознания через призму философской антропологии. Внимание автора обращено к феномену аскезы как культурно-ценностному измерению глобального экономического сознания, задающему его социально-биосферный дискурс. В статье приведены характеристики аскезы в религиозном и светском контексте, а также сформулировано понятие «глобальной экономической аскезы» как парадигмы глобального экономического сознания. Сделан вывод о том, что […]

Минева С. Грамотность, технологии и человек в цифровом обществе информации и глобализации

В статье описываются некоторые последствия развития современных технологий и глобализации общества в плане их влияния на самоопределение человека и способ его жизнедеятельности. Речь идет о понимании грамотности как технических навыков, универсализации рыночных отношений и появлении эрзац-личности в результате глобальной коммерциализации и технологизации общества и человеческой жизни. Подобные тенденции рассматривается как результат расхождения скорости накопления информации […]

Юдин К.А. Контроль над детством по-американски: семейный кинематограф США в период «холодной войны»

Статья посвящена феномену контрольно-цензурной регламентации американского детства и его репрезентации в семейном кинематографе. На материалах медиа-текстов 1940—1960-х годов проиллюстрирован генезис и визуализация следующих взаимосвязанных и сопряженных друг с другом разновидностей, форм контроля: цензура, родительское медиа-наблюдение, самоконтроль в рамках сопричастности к власти, медиа-моделирование угрозы, популяризация (медиация) молодежной субкультуры. Делаются выводы о том, что ведущей функцией семейного […]

Манукян Э.М. «Из тоги в мантию»: способы и аспекты интеграции галло-римской аристократии в епископат в IV-VI веках

Настоящая статья посвящена процессу интеграции представителей галло-римской знати в епископат на рубеже Античности и Средневековья, а в частности, способам этой интеграции, которые, в свою очередь, имели определенное влияние на ряд качественных характеристик переоблачившихся из тоги в мантию аристократов-епископов. При исследовании данного вопроса можно выделить как минимум два пути интеграции: в клир из чиновнической среды; в […]

Уткин А.В., Костылёва Е.Л. Ритуальный «клад» финального энеолита с ивановского болота (Ярославская область)

В статье рассматривается ритуальный «клад», обнаруженный на стоянке Ивановское III (Ярославская область). Среди прочих предметов в «кладе» находился ретушёр, состоящий из деревянной рукояти и узкого стержня из рога. Прямых аналогов деревянной рукояти нет, хотя на других поселениях известны рукояти из рога. «Клад» можно датировать финалом развития волосовской культуры. Ключевые слова: энеолит, волосовская культура, ритуальный «клад», […]