Минева С.С. Технологическая деисторизация: отчуждающее образование, экспроприация данных и цифровое рабство

В статье предлагается анализ механизмов и последствий экспроприации персональных данных в Интернете и, в частности, в социальных платформах, с целью извлечения добавленной стоимости и капитализации в новых сферах жизни, таких как неформальное общение и межличностный обмен информацией. Развитие этой практики приводит к возникновению новых форм скрытого принуждения и зависимости современного человека: цифрового рабства, отчуждающего эффекта (высшего) образования и потери исторического контекста человеческого сознания и мировоззрения из-за дефицита исторического мышления и знания как процесс деисторизации. Анализ обсуждаемых в статье явлений приводит к выводу, что для их преодоления необходимо не только правовое регулирование, но и пересмотр принципов современного социального, экономического и технического прогресса, которые ведут к навязыванию технологического господства в мире как автоматический, слепой процесс и потери исторического смысла общества и человеческой жизни. Такая ревизия не под силу технологам и технократам, потому что она требует гуманитарных знаний и подхода.

Для цитирования:

Минева С.С. Технологическая деисторизация: отчуждающее образование, экспроприация данных и цифровое рабство // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 3. С. 163—168.