Статья посвящена актуальной проблеме интерпретации функциональных масок художника, позволяющих решать конкретные художественные и публицистические задачи в игровой форме. Объектом исследования является публицистическая маска А.С. Пушкина «Феофилакт Косичкин», комплексное изучение которой демонстрирует различные стратегии Пушкина-литератора и игровую многомерность его литературной личности. Основные результаты исследования показывают особую природу этой маски. Пушкин создает не просто имя, а игровую личность, наделенную характером, социальным положением, биографией, — нечто на грани маски и автопортрета. Косичкин создан для решения конкретной задачи тотального разоблачения «самозванца» Булгарина, но не путем прямой полемики, а с помощью литературной игры, которая должна запутать противника. Используя журналистский фельетон и маску «самозваного» автора, Пушкин вторгается на поле соперника, вкладывая свои идеи в уста «наивного читателя», и этот собирательный образ читателя-потребителя беллетристики раскрывает качество подобной литературы. Игровой «самозванец», будучи орудием в руках подлинного творца, таким способом заставляет настоящих «самозванцев» (с точки зрения истинного положения дел, а не
их представлений) саморазоблачаться. «Литературная личность» Феофилакта Косичкина органично вписывается в ряд псевдонимов-масок, объединенных такими общими чертами, как функциональность, игровая природа, самозванчество и автопортретность. Все перечисленные черты — отражения определенных граней пушкинского дарования, призмы, как бы функционально сужающие, фокусирующие его многомерность для выполнения определенных творческих задач.
Для цитирования:
Лукьянова С.М. Неистовый Феофилакт. Псевдоним А.С. Пушкина как автопортрет // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 3. С. 28—38.