Настоящая статья посвящена проблеме неразличимости художественного и журналистского текста в произведениях «большого стиля» сталинской эпохи. Концепт «литература» историчен, поэтому исследовать необходимо именно историческую конфигурацию литературы, в первую очередь определяя релевантные контексты. Таким контекстом для сталинской эпохи становится государственная стратегия полного включения литературы в парадигму социального утилитаризма и социальная инженерия. В рамках этого единого задания художественное произведение и журналистский текст теряют свои различительные признаки, так как оба несут одинаковый пафос. Сходство наблюдается также в темах, проблемах, жанрах, языке. Ярким примером такой гибридной словесности является творчество известного советского писателя Бориса Горбатова. Его роман «Мое поколение» представляет собой беллетризованную публицистическую хронику, в которой каждый эпизод и образ создан публицистическими средствами. Автор постоянно напоминает читателю, что пишет не свою автобиографию, а биографию поколения. Он заранее расставляет все идеологические оценки, предлагает читателю готовую схему, которую старается оживить с помощью деталей, как в очерке. Горбатов также постоянно сообщает, что его текст имеет прямое отношение к действительности, и нередко переходит на открытую публицистику.
Ссылка на статью:
Лакербай Д. Л. И конь, и трепетная лань: заметки о феномене советского писателя-журналиста // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 18-29.