В статье обсуждается «простёртость» сознания во времени. Утверждается, что сознание в своем бытии не концентрируется только в актуальном настоящем, но всегда простирается в некоторой степени как в прошлое, так и в будущее. Именно эта «простёртость» сознания во времени является основой субъектности существа, обладающего сознанием. Иначе говоря, именно она позволяет человеку, с одной стороны, быть активным, избирательным по отношению к его прошлому, и, с другой стороны, создавать свои проекты будущего и целесообразно действовать. В статье подчеркивается, что указанная «простёртость» бытия сознания во времени может истолковываться как минимум двояко. Первое ее истолкование дается в рамках концепции монотемпорализма и является в некотором смысле привычным, до сих пор весьма распространенным в философии. С точки зрения такого истолкования реальное бытие сознания жестко привязано к текущему настоящему. «Простёртость» бытия сознания во времени состоит здесь лишь в том, что жестко «привязанное» к настоящему в своем реальном бытии сознание может строить идеальные (мысленные) образы прошлого и будущего. Второе истолкование простёртости бытия сознания во времени дается в рамках концепции политемпорализма, развиваемой автором статьи. В рамках этой концепции речь идет о совершенно реальной «простёртости» бытия сознания во времени. То есть простёртым во времени бытие сознания является не только в плане noema (в плане содержания актов сознания), но и в плане noesis (в плане осуществления самих актов сознания).
Для цитирования:
Финогентов В.Н. Об одной замечательной особенности бытия сознания // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 140—147.