Главное внимание в статье уделено обсуждению предстоящих революционных изменений в системе высшего образования, которые явятся следствием разворачивающегося уже в наши дни фундаментального процесса вытеснения людей из различных областей профессиональной деятельности разнообразными формами искусственного интеллекта. В статье выдвигается и в определенной степени обосновывается гипотеза, согласно которой система высшего образования уже в ближайшие десятилетия должна радикально поменять свои приоритеты: ее нынешнюю преимущественно прагматическую ориентацию должна сменить ее ценностно-смысловая наполненность. Показано, что для этого, в частности, необходимо осуществить фундаментализацию и гуманитаризацию наиболее перспективных направлений университетской подготовки. Для этого, утверждается далее, необходимо также значительное усиление мировоззренческой составляющей высшего образования. Кроме того, уже в ближайшие годы необходимо включить в содержание образования большинства современных направлений университетской подготовки курсы, в которых будут глубоко изучаться принципы действия и важнейшие формы искусственного интеллекта. В статье намечается перспектива превращения высшего образования в сферу относительно самостоятельной и самоценной деятельности людей; подчеркивается возрастающая значимость человекоразвивающей функции высшего образования. Демонстрируется, что высшее образование в перспективе может и должно стать таким видом деятельности людей, который способен сам по себе наполнить их жизнь высокими ценностями и смыслами, способен сделать их жизнь интересной, полноценной и достойной.
Ссылка на статью:
Финогентов В.Н. Будущее высшего образования: от преимущественно прагматической ориентации к ценностно-смысловой наполненности // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 131–140.