Статья посвящена исследованию важной для «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского теме русской провинции, почти не затронутой в научной литературе. Установлена география провинции (Минск, Киев, Кишинев, Белград, Курск, Калуга, Москва, Санкт-Петербург, Казань, и рядом — деревня Малый Прикол Суджинского уезда Курской губернии, слобода Голодаевка близ Новочеркасска, село Кирсановка Самарской губернии, городок Крестун Новгородской губернии, городок Новохоперск), в рамках которой автор «Дневника писателя» совершает свои наблюдения и выводы. Определен социальный, интеллектуальный, территориальный круг корреспондентов Достоевского, с которыми он с разной степенью активности общался. Провинция для него — не просто и не только географическое образование, но духовный и культурный феномен, с которым он связывает важнейшие религиозно-философские воззрения. Отмечая в современной России тенденцию апокалиптической энтропии, грозящей стране необратимым провалом, он в то же время настойчиво, с неослабевающей надеждой ищет собирательные, центростремительные силы в провинции, прежде всего. Одними столицами Россия не спасется — это его глубокое убеждение, нужно услышать глас всего народа.
Ключевые слова: Достоевский, «Дневник писателя», провинция, провинциализм, сепаратизм, обособление, восполнение.
Ссылка на статью:
Ермилова Г.Г. Провинция как духовно-культурный феномен: по страницам «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 2. С. 15-21.