Предлагается исследовать творчество А.Н. Островского сквозь призму первичных речевых жанров (на базе подходов М.М. Бахтина и А.Д. Степанова). Подобное исследование может быть проведено в различных направлениях. В качестве примера автор рассматривает отдельные ситуации в пьесах Островского, когда персонажи допускают определенные речевые промахи, что приводит к нега-тивным результатам общения (от срыва планов до совершения преступления). При-чинами данных промахов выступают как ошибки в реализации первичных речевых жанров, допущенные персонажами (несоблюдение этикета, в том числе социальной иерархии, невнимание к эмоциональному состоянию собеседника, недостаток так-тичности), так и изначально неверный выбор первичного речевого жанра в разговоре; неиспользование жанра, который был бы наиболее уместен (например, отсутствие извинения в том случае, когда имела место обида). На материале пьес «Не в свои са-ни не садись», «Гроза», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Бесприданница» автор по-казывает, что изучение пьес Островского в свете первичных речевых жанров дает возможность глубже осмыслить характеры его персонажей, мотивы их речевого поведения.
Для цитирования:
Белова О.Е. О речевых промахах героев А.Н. Островского в свете первичных речевых жанров // Вестник Ивановского государственного уни-верситета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 2. С. 5—10.