В статье рассматривается социокультурный феномен любительского наблюдения за птицами (бердвотчинг) в качестве поэтикопорождающей структуры нового типа художественного письма и практики чтения. Определение общих особенностей литературной (в первую очередь, поэтической) бердвотчинг-оптики строится на сопоставлении с прочими смежными оптиками и типами поэтов, по-разному учитывающими птиц в качестве значимого элемента. Это такие типы, как поэт-натурфилософ и поэт-натуралист (Лукреций, И. Гете, М.В. Ломоносов, Новалис, Ф. Шеллинг, Ф.И. Тютчев, Н. Заболоцкий), поэт-орнитолог (В. Хлебников, В. Паевский), поэт-птицелов (Г.Р. Державин, А.А. Фет, Э. Багрицкий, Б. Агрис) и собственно поэт-бердвотчер/бердер (М. Файнерман, Д. Чернышев, Т. Скарынкина, К. Вяли и др.). Наблюдение птиц в естественной для них среде, на дистанции, отказ
от метафоризации птицы, признание ее инаковости, ведение записей, фиксирующих длительный процесс наблюдения и частную рефлексию по горячим следам, — не только составляющие реальной практики бердвотчеров, но и потенциальные художественные жесты поэтов-бердвотчеров. Многосущностью и полифункциональностью наблюдения за птицами — это и субкультура, и спортивно-развлекательное соревнование, и хобби, и
автотерапия, и медитация, и форма социализации, и способ исследования себя и мира — объясняется существенное разнообразие реализаций поэтики бердвотчинга.
Для цитирования: Горелов О.С. Поэтика бердвотчинга (предварительные замечания) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 4. С. 51—64.