Предметом исследования является оппозиция природы и культуры в пьесе Чехова как выражение конфликта эстетизма и панэстетизма. Объектом исследования стало одно из самых известных произведений писателя, а именно пьеса «Чайка». Автор статьи показывает причастность конфликта пьесы к актуальным на рубеже XIX—XX столетий эстетическим концепциям. Особое внимание уделено сходству и отличиям художественного метода Чехова в его одновременном притяжении-отталкивании от концепций набирающего популярность модернизма. Ключевое направление исследования — анализ антитезы образов Тригорина и Треплева в свете концепции судьбы, творчески предложенной писателем в пьесе. Новизна исследования заключается в предлагаемой идее неизбежной повторяемости судьбы вследствие неизбежности доминанты культуры в жизненном пути героев. В статье впервые ставится вопрос о концептуальном воздействии творческой доминанты на биографию персонажей пьесы как негативном триумфе эстетизма и единственно возможном варианте её преодоления. Подробно проанализированы образные и мотивные аспекты, которые позволяют раскрыть динамику смены панэстетических предпосылок судьбы на их реализацию в духе эстетизма как разрушения гармонического соотношения природных и культурных начал. Особое внимание уделено творческой составляющей героев, актуализирующей метатекстуальный уровень пьесы.
Для цитирования:
Прощин Е.Е. Эстетический контекст оппозиции «природа» — «культура» в пьесе А.П. Чехова «Чайка» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 31—37.