Статья посвящена актуальной проблеме виртуализации современного университетского образовательного пространства. Отмечено, что глобальная цифровизация создает широкие возможности для возникновения многочисленных репрезентаций дистант-виртуального образования. Показано, что «zoom-» и «skype»-технологии раскрывают один из модусов виртуальности — замену личностного общения заэкранным, своего рода «цифровым симулякром» образовательных отношений. Зафиксировано, что экстенсивная цифровизация образования, т.е. перенос во времени и пространстве реального образовательного процесса, обнаруживает существенные недостатки. Заявлено, что обозначила себя потребность создания различных моделей виртуального университета. Подробно рассмотрена одна из таких моделей — виртуальный ноосферный университет как универсум знания о ноосфере. Обосновано отличие данной образовательной парадигмы, связанное с переходом от дискурса «окон знаний» к дискурсу «этажей знаний», или «сфер знаний». Сделан вывод, что сферная парадигма реального и виртуального университетского образования позволяет усилить роль когнитивных и семиотических измерений университетского образования, что достигается за счет изофилософской репрезентации как инструмента конструирования ноосферного университета. Отмечено, что для такого рода ноосферной виртуальности еще нет достаточного по мощи цифрового континуума, но он может появиться в ближайшие десятилетия как форма коэволюции естественного разума и искусственного интеллекта.
Для цитирования:
Смирнов Г.С., Смирнов Д.Г., Меликян М.А. Виртуальный ноосферный университет: образовательный универсум в изофилософской репрезентации // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 2. С. 148—162.