Сырысева Д.Ю. Экзистенция смерти в романе Альбины Нури «Пятый неспящий»

Статья посвящена рассмотрению экзистенции смерти в романе современной татарской русскоязычной писательницы Альбины Нури (Альбины Нурисламовой) «Пятый неспящий», проявляющейся как на уровне макропоэтики произведения (усложненная композиционная структура), так и на уровне микропоэтики (комплекс мортальных мотивов, представления о смерти, дихотомия внутреннее — внешнее, лексика, актуализирующая танатологический код). Проблематика смерти, к которой обращались многие татарские писатели, как на […]

Оксенчук В.Н. Типологические схождения в произведениях немецких и русских романтиков (На примере баллады Г.А. Бюргера «Ленора» и баллад В.А. Жуковского «Людмила» и «Светлана»)

Предметом статьи является сравнительный анализ трех произведений, принадлежащих перу В.А. Жуковского: баллады «Людмила» и «Светлана» и перевод баллады Г.А. Бюргера «Ленора». Рассматриваются вопросы, связанные с распространением романтизма, и выявляются типологические схождения текстов, написанных на схожие сюжеты, для обнаружения причины различий в их восприятии. Типология балладного события вместе с системой персонажей составляют так называемый ролевой треугольник, […]

Мысовских Л.О. Особенности представления религии в жанре антиутопического романа первой половины XX века

Автор статьи утверждает, что общества в антиутопических романах Замятина, Хаксли и Оруэлла представляются в глубоко религиозной парадигме. Анти-утопические общества организованы по теистическому шаблону, к которому присоединяются суррогаты бога, новые грехи и ереси. Во всех рассмотренных романах обнаруживается антиутопический бог, выступающий в качестве пародии на иудео-христианского Бога. Антиутопические боги-суррогаты являются социальной силой, значимой для писателей, поэтому […]

Киселёва И.С. Функции игрового поля в комедии Фрица Хохвельдера «Невиновный»

Само по себе драматическое произведение (макротекст) является игрой на сцене. При этом на уровне микротекста в каждой конкретной пьесе игровое начало может проявляться в различной степени, так как принцип построения пьесы и количество игровых элементов в ней зависят от автора. Исследование комедий крупного австрийского драматурга Фрица Хохвельдера с точки зрения игрового начала представляется целесообразным потому, […]

Андреянова Е.Е. «Бытие-вместе» и распределенный субъект в текстах М. Еремина 2010-х годов

В статье рассматривается поэтическое творчество М. Еремина 2010-х годов через призму субъектно-пространственных отношений. Автор, чья поэтика характеризуется образным и стилистическим разнообразием, включающим работу с естественно-научным, религиозным, историко-культурным контекстом, традиционно считается трудным для читательского и исследовательского восприятия, поскольку привычные способы анализа поэтического текста не всегда позволяют раскрыть много-плановость и парадоксальность художественного мира поэта. Композиционная герметичность стихотворений, […]

Андреева В.Г. Переписка Л.Н. Толстого и П.Д. Боборыкина: от писем 1860-х годов до избрания в академики

В статье рассматриваются и анализируются взаимоотношения Л.Н. Толстого и П.Д. Боборыкина, показывается, что, несмотря на краткость переписки и эпизодические встречи, у обоих писателей был серьезный и оправданный литературным развитием интерес к творчеству друг друга. Оцениваются два письма Боборыкина и Толстого, написанные в пору работы Боборыкина главным редактором журнала «Библиотека для чтения», приводятся основные сложности, с […]