В центре внимания автора — динамика сознания студентов технического вуза, фиксируемая в течение последних трех десятилетий в рамках работы вузовского студенческого философского клуба. Показано, что эти изменения, с одной стороны, порождены информационной революцией, а с другой стороны, отражают изменения в экономической, политической и духовной жизни российского общества. В качестве основных сдвигов автор рассматривает «клиповый» стиль восприятия […]
Кудрина С. А. В защиту философии: между дерзновением и забвением
Важно не отказаться от философии в вузе, которая работает как своеобразная система безопасности, профетически сдерживая тенденции к отказу от нравственных ориентиров в науке. Философия заставляет ученого задуматься над социально-культурным контекстом, в котором он творит и познает, помогая ему избежать узкого профессионализма и цинизма. Ключевые слова: философия в вузе, ценности, этика, аксиология, релятивизм. Ссылка на статью: […]
Когаловский С. Р. Компетенции против компетентности?
Заметка посвящена следующему вопросу: в какой мере наличествующие стандарты и требования к рабочим программам по вузовским образовательным дисциплинам соответствуют многомерному и многоуровневневому характеру учебной деятельности? Ключевые слова: учебная дисциплина, стандарты, рабочая программа, учебная деятельность, многомерность и многоуровневость, компетенция икомпетентность. Ссылка на статью: Когаловский С. Р. Компетенции против компетентности? // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные […]
Смирнов Д. Г. Война образов в символической политике холодной войны: семиологические аспекты
Статья посвящена исследованию концептуальных и методологических оснований семиотики международных отношений через призму представлений о ноомахии и эйдомахии. Предложено понимание эйдомахии как интердискурсивного пространства международной политики, осуществлен его системный анализ. Показана логика становления семиотики международных отношений, дана ее политологическая дефиниция. Символическая политика рассмотрена в контексте процессов визуализации и концептуализации. Уточнена типология символических ориентаций Р. Элдера и […]
Власова Г. И., Турчин А. С. Особенности становления и развития научной школы Н. В. Кузьминой в Санкт-Петербурге и регионах России
Рассматривается проблема становления общей акмеологии и ее прикладных направлений в России на протяжении ХХ — начала ХХI в. На примере авторской научной школы доктора психологических наук Н. В. Кузьминой показаны основные этапы складывания и утверждения нового научного направления в структуре гуманитарного знания. Отмечается, что устойчивость теории и методологии акмеологии во многом зависит от ее распространения в […]
Касаткина С. С. Проектирование историко-культурной среды города в условиях информационного общества
Рассматриваются возможности проектирования историко-культурного пространства города. Актуальность проблемы связана с цифровизацией социокультурной реальности России, в том числе по направлению создания комфортной городской среды. Автор раскрывает практики формирования виртуальной и дополненной реальности городов в условиях информационного общества. Ключевые слова: историко-культурное пространство, проектирование городской среды, информационно-технологические ресурсы города. Ссылка на статью: Касаткина С. С. Проектирование историко-культурной среды […]
Булычев И. И. Фундаментальные алгоритмы реальности как драйверы научной и философской динамики
Статья посвящена проблемам конструирования методологии, имеющей своей целью выделение их основополагающих алгоритмов (констант), для эффективного развития фундаментальных научных и философских теорий. Показано, что алгоритмизации поддается, в первую очередь, наиболее разработанный и систематизированный слой теоретических дисциплин. Изложение универсального логико-философского алгоритма раскрывается на примере категории информации. Установлено, что подлинный алгоритм требует обнаружения объективных и абсолютных параметров в […]
Ерахтин А. В. Гуманитаристика, философия и клиповое мышление
Анализируются причины кризиса гуманитарных наук в мире и в России, после перестройки и антиконституционного переворота в октябре 1993 года. Показано, что реформы в сфере образования привели его к девальвации, особенно в сфере гуманитарного знания. Рассматривается феномен «клипового мышления» и его негативная роль для гуманитаристики. Доказывается, что философию неправомерно относить только к гуманитарным наукам, но она, […]
Коваленко С. В. Концепция ноосферогенеза как философско-методологическая основа функционирования и развития университетского образования
Статья посвящена анализу феномена культуры общества в форме университетского образования как совокупности антрополого-социальных процессов, в ходе которых личность расширяет свои возможности самореализации в процессах созидания ценностей ноосферогенеза. В представленной статье рассматриваются проблемы негэнтропийной эволюционной самоорганизации системы образования в условиях радикального перехода к рыночным отношениям и необходимости поиска новых педагогических технологий способных формировать системное мировосприятие учащихся […]
Океанский В. П., Океанская Ж. Л. «Оживление человека»: нерешенная сверхзадача российского университета
В статье представлена проблематика кризиса университета, связанного с историческим крушением метафизического универсализма; в центре внимания авторов — углубляющаяся антропологическая деградация, в пику которой указывается в качестве креативной возможности недораскрытый метафизический потенциал российской культуры. Ключевые слова: университет, универсализм, человек, деградация, реновация Ссылка на статью: Океанский В. П., Океанская Ж. Л. «Оживление человека»: нерешенная сверхзадача российского университета // […]
Брагин А. В. Университетское образование: классика и традиционализм или инновации постмодернизма
Статья посвящена проблеме современного образования. В центре внимания характер инноваций в образовании и их последствия для общества. Классика потому и классика, что она дает эталон. Касается это и образования вообще и высшего — в частности. Сегодняшний тренд — инновационные постмодернистские изыски. Их суть проста — образование услуга, авторитет — преподавателя в этих условиях иллюзорен, стороны образовательной сделки равны «партнеры», […]
Шумилкина О. Г. Проблемы гуманитаристики в современной образовательной парадигме
Рассмотрено значение гуманитаристики в контексте двух образовательных парадигм — классической и современной. Раскрыты некоторые аспекты мировоззренческого конфликта между классической педагогической мыслью и идеями постмодернистской педагогики. Показано влияние идей постмодернизма на формирование новой образовательной парадигмы, затронуты перспективы развития гуманитаристики в современных условиях. Ключевые слова: гуманитаристика, образовательная парадигма, постмодернизм, постмодернистская педагогика. Ссылка на статью: Шумилкина О. Г. Проблемы […]
Финогентов В. Н. Печальные итоги реформирования гуманитарной составляющей высшего образования в современной России
В статье показаны негативные последствия реформ гуманитарной составляющей высшего образования, проводимых в России в постсоветский период. Подчеркнута настоятельная необходимость усиления и модернизации гуманитарной составляющей российского высшего образования. Ключевые слова: нарастание темпов технико-технологического прогресса, реформирование российского высшего образования, модернизация гуманитарной составляющей высшего образования, рационализация высшего образования, стандартизация и бюрократизация российского высшего образования. Ссылка на статью: Финогентов […]