Творчество Уильяма Конгрива находится на стыке литературных эпох: между периодом Реставрации и Просвещения. В статье рассматривается мотив лицемерия в комедии У. Конгрива «Двойная игра» (1693). Данный мотив про-ходит через всё произведение и касается не только действий соперника героя Пройда, но и второстепенных персонажей: Леди Трухлдуб, леди Слайбл и леди Вздорнс. Исследователи отмечают связь этой пьесы с комедией Уильяма Уичерли «Прямодушный», а образ Пройда, восходящий к литературному типу лицемера, сопоставляют с Тартюфом. Мотив лицемерия помимо ведения умелой интриги реализуется через образ маски, а также усмешку, которая воспринимается как двусмысленность. Пьесу рассматривают как комедию-наставление, урок. Лицемерию противостоит истина, которая, в конце концов, торжествует. Несмотря на то что главные антагонисты побеждены, обман леди Слайбл и леди Вздорнс остаётся нераскрытым. Таким образом, Конгрив выводит на сцену не просто героя-лицемера, а хитрого манипулятора, который умело руководит своим собственным спектаклем и примеряет на себя различные роли от безропотного слуги до тирана.
Ссылка на статью:
Высокович К. О. Мотив лицемерия в комедии У. Конгрива «Двойная игра» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 5-8.