В статье рассматриваются языковые номинации психофизиологических реакций, которые являются маркерами эмоций в невербальном поведении. Психофизиологические реакции имеют рефлекторный характер и призваны защитить человека от различной опасности. Подчеркивается, что чем сильнее испытываемая эмоция, тем сильнее она проявляется на физиологическом уровне. Проанализированы примеры с наиболее частотным классом — вегетативным. Отмечается, что языковые номинации данного типа представлены различными группами и связаны с изменением цвета лица, респираторными симптомами, слезоотделением, учащение сердцебиения и т. д. Языковые номинации группы рассматриваются в коммуникативном поведении мальчиков — персонажей русскоязычных произведений для детей. С помощью описательного метода, коммуникативно-прагматического и контекстуального методов проводится анализ лексических единиц, описывающих невербальное поведение, а также устанавливается характер эмоций, переживаемых участником коммуникации. Делается вывод о том, что данный тип невербального поведения характерен для мальчиков младшего школьного возраста и служит для эмоциональной атрибуции ребенка. Высказывается предположение, что в результате процесса социализации естественный / неконтролируемый характер выражения эмоций сменяется более разнообразным спектром контролируемых невербальных компонентов коммуникации.
Для цитирования: Вансяцкая Е.А. Психофизиологические реакции мальчиков и их отражение в художественном тексте (на примере русскоязычной литературы для детей) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Специальный выпуск. С. 98—103.