На примере анализа особенностей пьесы Е.Н. Чирикова «Иван Мироныч» в работе решается проблема развития «новой драмы» в России после А.П. Чехова. Чеховский код избирается инструментом анализа произведения вследствие важности для становления Чирикова-драматурга встречи с Чеховым и совместной работы над произведением с МХТ, в частности со К.С. Станиславским и В.В. Лужским, которые занимались постановкой пьесы в театре. Под влиянием складывающихся традиций начала ХХ века Чириков пересматривает роль драматического события. Преимущественно оно
происходит во внесценическом пространстве. Действие строится на основании нового типа конфликта. Поступки героев пьесы указывают на жизненные противоречия, которые не могут быть разрешены волевыми усилиями отдельных личностей. При этом Чириков создает образ драматического героя, лишь отчасти соответствующий установкам чеховского варианта «новой драмы». В итоге в работе доказывается, что, идя вслед за Чеховым и его театром, Чириков ограничивает режиссера в возможностях говорить на темы иного, нежели представленное в пьесе, времени. Это и является причиной особенностей сценической жизни пьес автора «Ивана Мироныча».
Для цитирования: Тютелова Л.Г. Чеховский код в ранней драматургии Е.Н. Чирикова // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Специальный выпуск. С. 91—97.