Тюленева Е.М. Роль саспенса в нарративной стратегии Бориса Дышленко (роман «Контуры и силуэты»)

В статье рассматривается реализация авторской нарративной стратегии в романе Бориса Дышленко «Контуры и силуэты» (1996). Предполагается, что методологическая установка писателя на создание в тексте «порогового» пространства, в которое вовлекается читатель, и в целом актуализация идеи читательского соавторства определяет принцип наррации и набор нарративных механизмов. В качестве наиболее действенного механизма избирается саспенс, транслирующий необходимые эффекты лиминальности и генеративности. Можно говорить о нескольких функциях саспенса, характерных для романа «Контуры и силуэты» и, возможно, всего сверхтекста Дышленко в целом: 1) удержание текста в стадии несвершающегося события, а читателя — в состоянии длящейся неопределенности; 2) обращение внимания внутрь наррации — к деталям, знакам, всматриванию-вслушиванию, предугадыванию и т. п. с последующей разработкой идеи текстовой генеративности; 3) переключение читательского восприятия с поиска финализирующего текст ответа на обнаружение причины и природы вопроса (в данном случае природы зла); 4) трансформация субъекта (персонажа и читателя) через деформацию субъектно-объектной структуры и ускользание от репрезентации. Вместе с тем возникает вопрос о способах сохранения или удержания самого саспенса (по определению стремящегося к разрешению) на протяжении всего текста, не опустошая при этом его форму и роль. Эта задача решается через деконструкцию триггеров, обретающих новые функции: ритуально-организующую (установление связей между элементами текста), исследовательскую (осознание триггера как формы, структурирующей и овеществляющей саспенс, позволяющей наблюдать его изнутри) или творческую (тревожное ожидание собственного креативного жеста субъекта) и уводящих саспенсные линии в новые сюжеты, предлагая вместо завершения — интерпретацию. Кроме того, выводя на первый план в саспенсе его технологию и работая с ней, Дышленко обнаруживает возможности иного типа высказывания — тезаурусного и, по сути, формирует его непосредственно в тексте романа.

Для цитирования: Тюленева Е.М. Роль саспенса в нарративной стратегии Бориса Дышленко (роман «Контуры и силуэты») // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Специальный выпуск. С. 44—53.

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх