В статье рассматривается проблема взаимодействия основных структурных компонентов сознания личности в процессе осуществления ею учебной и познавательной деятельности. Отмечается необходимость решения ряда актуальных для психологии обучения вопросов, связанных с организацией внедрения инновационных подходов в практику современного образования. Семиосфера личности рассматривается как знаковое пространство, организация которого зависит от многих внешних и внутренних условий. Основное внимание уделяется рассмотрению роли языка как средства, трансформирующего картину мира и образ мира личности в ходе присвоения ею общечеловеческого социокультурного опыта. Обосновывается вывод о нежелательности дальнейшей примитивизации системы средств обучения как в основной, так и в высшей школе под предлогом снижения требований к уровням развития семиотической функции сознания обучающихся, демонстрирующих феномены «клипового мышления».
Для цитирования:
Турчин А.С. Знаковое пространство сознания личности и процесс обучения // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 156—162.