В статье анализируется история возникновения интереса к гегелевскому творчеству в России, начиная с 20-х гг. XIX века. Показано, что изучение философии Гегеля, согласно, в первую очередь, известному исследованию Д. И. Чижевского, зарождалось на пересечении потребности в осмыслении истории и социальной жизни в России и интереса непосредственно к идеям Гегеля. Это способствовало тому, что гегелевская философия, в основном, первое время распространялась в устной форме. Гегелевская эстетика не являлась исключением. Несмотря на то, что эта часть философской системы Гегеля стала первым доступным на русском языке текстом философа, сам перевод по многим причинам не соответствовал критериям научного издания. Только в XX веке начинается изучение гегелевского наследия философами-профессионалами. Среди тех, кто сфокусировал свой интерес именно на эстетике Гегеля, были Михаил Лифшиц и Михаил Овсянников — совершенно разные по стилю и характеру текстов мыслители, но одновременно чрезвычайно важные фигуры в отечественном гегелеведении и в процессе осмысления значения гегелевской философии.
Ссылка на статью:
Татаренко Н. А. Гегелевская диалектика в советской эстетике: концепты и персоналии // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 161–172.