В статье анализируются основные коммуникативные модели белорусского аукториального нарратива ХХ века, определяется сходство и различие идиостилей писателей разных временных периодов на основе языковой экспликации субъектных точек зрения. Новизна исследования заключается в расширении понятия диалог на уровне имплицитных контактов не только нарратора и персонажа, но и персонажей, автора и нарратора, автора и читателя. Выделяются инвариантные модели, которые через определенные языковые маркеры расширяют коммуникативный аспект внешне объективного авторского повествования. Характеризуются лингвистические особенности коммуникантов имплицитной диалогизации. Определяется ее влияние на композиционную структуру художественного дискурса в динамическом аспекте благодаря средствам лексического и грамматического уровней. Применение сопоставительностилистического метода исследования позволило сравнить идиостили разных прозаиков, выделив общее и частное. В результате анализа удалось установить языковые экспликанты ключевых коммуникативных моделей имплицитного диалога, а также их инвариантов. Рассматриваемые инварианты затрагивают внутреннее развитие одного персонажа от прошлого состояния к современному, а также обращения к читателю, маркированные языковыми средствами публицистического стиля и направленные на
внешнюю диалогизацию. Такой подход к изучению художественного текста углубляет понимание основных аспектов коммуникативной стилистики как одного из наиболее перспективных направлений функциональной стилистики.
Для цитирования:
Старостенко Т.Е. Имплицитная диалогизация белорусского аукториального нарратива XX века // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 3. С. 73—79.