В центре внимания автора статьи находится онтологическая теория Б.Н. Чичерина. Раскрыта синтетическая позиция мыслителя, утверждающего, что религия, философия и наука в своей конечной цели тождественны и представляют собой выход человека за границу животного мира к абсолютному закону мироздания. Показано, что человек в этой парадигме обладает врожденной потребностью объяснить мир, когда именно религиозные верования удовлетворяют его познавательную потребность. Проанализированы воззрения Б.Н. Чичерина на феномен человеческой нравственности, основанной на чувстве уверенности в существовании абсолютной справедливости, что является косвенным доказательством существования Абсолюта. Выявлено, что
уникальность философских воззрений Б.Н. Чичерина основана на синтезе рационального восприятия и религиозной веры как единственно возможном объяснении феноменов личности и государства. Сделан вывод, что в теории Б.Н. Чичерина многовековой спор о соотношении веры и разума нашел разрешение в абсолютной взаимной дополняемости этих мыслительных практик осмысления мира. Зафиксировано, что Б.Н. Чичерин создал теорию, масштаб которой охватил онтологию всего духовного мира, который, эволюционируя, устремлен к всеобщей цели — Абсолюту.
Для цитирования:
Слепцова А.О. Движение к Абсолюту как всеобщая онтологическая цель в теории Б.Н. Чичерина // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Вып. 3. С. 180—188.