В статье предпринимается попытка дать определение понятию «неакадемическая философия». Отмечается, что это понятие встречается как в общественном дискурсе, так и в научно-исследовательских работах отечественных и зарубежных авторов. При этом оно остается понятием без своего более или менее четкого определения. Между тем, неакадемическая философия — это значимый социокультурный феномен, заслуживающий более пристального исследовательского внимания. Его значимость подтверждает, например, следующее обстоятельство: прежде всего через неакадемическую философию так называемый широкий круг читателей знакомится с философскими идеями, с ее помощью пытается осмыслить свою жизнь и свое место в мире, ответить на «вечные вопросы». Кроме того, неакадемическая философия оказывает существенное влияние на академический философский дискурс. В статье выделены существенные и взаимосвязанные между собой признаки неакадемической философии, позволяющие дать ее определение, предпринят их анализ. Обобщены подходы к неакадемической философии, присутствующие в отечественном исследовательском нарративе. Отмечено возрастание значения неакадемических философских практик внутри общефилософского дискурса в условиях современности (развитие социальных медиа и др.). В качестве методологии исследования, в частности, выступает системный подход, согласно которому системообразующим свойством признается концепт. Выявление концепта позволяет выйти к дефиниции явления.
Для цитирования:
Шорин Р.В. Неакадемическая философия: проблема дефиниции // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Вып. 4. С. 174—184.