В статье анализируется социокультурная ситуация викторианской Англии, связанная с феноменом фотографии как нового медиума и типом «новой женщины». В качестве материала исследования приводятся как публицистические, так и художественные источники. Анна Аткинс, Джулия Камерон, леди Клементина Гаварден и др. внесли свой вклад в историю культуры не только как первые английские женщины-фотографы, но и как первые критики и теоретики фотографии. Такой социокультурный феномен, как «женщина и фотография» отразился в непереведенном на русский язык романе английской писательницы Эми Леви “The Romance of a Shop” (1888). На примере четырех сестер, открывших собственную фотостудию, Э. Леви репрезентирует в первую очередь социальное положение женщин в эпоху викторианства. Стремление сестер Лоример заняться фотографическим делом — это своего рода вызов викторианским устоям и традициям, той патриархатной модели, власть в которой принадлежала мужчинам. Находясь по ту сторону фотообъектива, они имели возможность наблюдать за внешним миром, прежде всего — пристально вглядываться и изучать мужчин. Образ «новой женщины» с разной степенью выражен в каждой из них: наиболее всего он воплотился в Гертруде — самой активной стороннице равноправия полов, и Фанни, совместившей замужество и профессиональное развитие в области фотографии. Роман Э. Леви — пример «женского письма» (романа о женщине, созданного женщиной), женского взгляда на актуальные проблемы, связанные с гендерной проблематикой второй половины XIX в. и получившие художественное осмысление в творчестве современных англоязычных писательниц.
Для цитирования: Полуэктова Т.А. Женщины и фотография в эпоху викторианской Англии (на материале романа Эми Леви “The Romance of a Shop”) // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Вып. 4. С. 22—29.