В статье предпринимается попытка осмыслить поэтику Л. Добычина через методологическое соотнесение с искусством фотографии. На примере малой прозы Л. Добычина рассматривается общее композиционно-семантическое устройство текста. Некоторые аспекты поэтики текстов Л. Добычина могут быть соотнесены с базовыми философскими принципами, формирующими фотографическое искусство. Дискретность композиции и имплицитность художественных образов, формирующих текст, остраняют читательское восприятие и актуализируют необходимость в замедленном, вдумчивом чтении. Однако вне определенной методологической установки, позволяющей комплексно описать и объяснить уникальность стиля Л. Добычина, читательский опыт может оставаться поверхностным. В качестве такой методологической установки может выступать принцип фотоснимка, способный запечатлеть вещи в их статическом состоянии, лишенном потенциала к динамическому развитию. Этот принцип применяется как к композиционной структуре малой прозы Л. Добычина, так и к субъектно-объектным моделям, формирующим ее семантическое, внутреннее устройство. Несмотря на неоднозначность интерпретаций, к которым приводит данное методологическое сопоставление, оно всё же может частично объяснить уникальность поэтики Л. Добычина.
Ссылка на статью:
Павлычев В. А. Реализация фотографического принципа в малой прозе Л. Добычина: структурно-семантический аспект // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 4. С. 46–51.