Исследование приемов интермедиальности в поэзии Н.А. Некрасова позволяет проследить уникальный опыт освоения и художественной трансформации принципов театрального искусства в поэтическом тексте. Опора на принципы интермедиальности, заложенные в сценическом народном творчестве, в театральном действии, способствовала обновлению поэтической традиции, которое Некрасов предпринимает в середине 19 века. Одновременно с погружением в интермедиальные сферы Некрасов как художник испытывает импульсы творческого саморазвития. В статье рассматриваются приемы интермедиальности, которые наиболее рельефно отражают линии активных творческих исканий Некрасова при работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», в частности способы сценического оформления эпизода за счет насыщения художественного пространства игровыми фольклорными эле-ментами («Пролог»); приемы профанно-игрового раскрытия героев-странников с целью подчеркивания русской ментальности; механизмы музыкально-образного плана для создания сферически объемного звучания поэтических мотивов. Синтезная природа этих приемов отражает масштабный авторский замысел и определяет мистериальную модуляцию формообразования. Благодаря выходу в интермедиальную творческую сферу Некрасов достигает эффекта объемного художественного пространства, наполненного знаками живого проявления русского мира пореформенной поры.
Ссылка на статью:
Павловская О.А. Приемы интермедиальности в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 66–74.