В статье сопоставляются инновационные подходы к использованию драматургической формы организации литературного текста двух русских писателей конца ХХ — начала ХХI в.: Генриха Сапгира и Анатолия Рясова, принадлежащих к разным литературным поколениям и независимо друг от друга пришедших к похожим творческим результатам: созданные ими тексты синтетической природы можно считать новым словом в русской словесности новейшего времени, несмотря на ряд аналогичных опытов, возникших ранее в недрах радикального русского футуризма, поэзии ОБЭРИУ и неофутуризма середины — конца ХХ в., но носивших в основном экспериментальный характер. Рассмотрены исторические корни драматургизированной поэзии и прозы Сапгира и Рясова, особенности использования ими техники драматургического письма, в том числе в связи с поисками предшественников и современников. Особое внимание уделено изменению природы и расширению функций ремарки, в ряде произведений полностью вытесняющей остальной текст, а также авторефлексии писателей по поводу своих опытов драматургизации стиха и прозы.
Для цитирования: Орлицкий Ю.Б. Драма без театра: Сапгир и Рясов // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Специальный выпуск. С. 39—51.