Мыслина Ю.Н. «Дар» смерти как «дар» времени в виртуальной реальности романа В. Пелевина «Путешествие в Элевсин»

В статье исследуется понимание смерти как «дара» в современной философии и художественной литературе ХХI века. Цель работы — доказать, что «дар» смерти в виртуальной реальности романа Пелевина «Путешествие в Элевсин» интерпретируется через «дар» времени для субъектов/объектов в компьютерной симуляции. В ходе исследования были применены не только философские методы (метод деконструкции Деррида, философская концептуализация «дара» смерти Паточки и Деррида), позволяющие встроить понятие «дара» смерти в проблематику современной философской и гуманитарной мысли, но и прежде всего литературоведческие: интертекстуальный анализ позволил проследить не только межлитературные связи, но и развитие концепций смерти и небытия как дара у писателей фантастов с зарождения/представления виртуальной реальности с начала ХХ века до наших дней; для выявления схожести в построении дискурсивных установок был применен дискурс-анализ; для обозначения родственности сюжетов — мотивный анализ. Анализ и реконструкция философской концепции романа позволили установить, что первичное противостояние религии и виртуальной реальности завершилось, по мысли Пелевина, проникновением религиозной символики в киберреальность, обогатив мир «цифры» современными культурными достижениями. Это ознаменовало перелом в отношении к виртуальной реальности: человек в виртуальном мире так же обращается к Богу, как и в объективной реальности, так как Бог в новом для человека киберпространстве становится частью его личной идентичности. «Дар» смерти в виртуальной реальности неограниченного времени представляет собой нулевую отметку в определении агентности сознания/души внутри созданного киберпространства. Поэтому безличные компьютерные алгоритмы так стремятся «даровать» себе смерть для обретения сознания/души и реализовать «бессмертие на время» в «безвременной» цифровой симуляции. Таким образом, «дар» смерти в виртуальной реальности романа Пелевина «Путешествие в Элевсин» интерпретируется вполне в русле философии Деррида как чистый «дар» времени, который невозможно передарить или вернуть, он абсолютен, безусловен и равен вечности в понимании отсутствия/остановки времени в моменте.

Для цитирования: Мыслина Ю.Н. «Дар» смерти как «дар» времени в виртуальной реальности романа В. Пелевина «Путешествие в Элевсин» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Специальный выпуск. С. 30—38.