Статья посвящена функционированию в пьесе Ивана Вырыпаева «Сны» авангардистских абсурдистских элементов. Анализируются и типологизируются формы проявления абсурда, акцентируются текстовые элементы, в которых в той или иной степени проявлен абсурдистский код. Основное внимание уделяется специфике персонажа, проецируемых в его речь образах, а также общей сюжетной канве текста. Акцент ставится на смещении, сращении и тавтологизации как основных способах формирования абсурдистского высказывания. В ходе исследования рассматриваются абсурдистские техники и приёмы создания текстового пространства: метонимия, содержа-тельная избыточность и/или недостаточность, нарушение логики высказывания и события, сведение понимания ситуации к сфере чувств, работа с хронотопом. Наблюдается постепенная их трансформация под влиянием постмодернистского контекста, а именно усиление позиции субъекта с одно-временным исключением возможности утверждения исключительности позиции персонажа, последовательное нивелирование «чистых» абсурдистских форм и замещение их элементами, ориентированными на иллюстрацию постмодернистского способа организации пространства. В результате делается вывод о реализации в «Снах» И. Вырыпаева характерного для новой драмы эффекта одновременной разработки нескольких эстетических традиций. В данном случае речь идет о параллельном использовании авангардистских и постмодернистских техник абсурдизации.
Ссылка на статью:
Муравьева А. В. Традиции авангарда в современной отечественной драме: абсурдность «Снов» И. Вырыпаева // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 28-32.