В статье рассматривается теория универсального сюжета Дж. Кэмпбелла о мономифе и её соотношение с фанфикшеном. Характеризуются функции структурных единиц мономифа и его архетипических персонажей на материале фанфика «Потерянный рай». Отмечается, что концепция, представленная Дж. Кэмпбеллом в книге «Тысячеликий герой», может быть применена для анализа фэнтези-фанфикшена. Доказывается, что архетипические мотивы путешествия героя реализуются не только на уровне внешнего действия, но и на уровне внутреннего мира персонажа. Выявляются соотношение фанатского текста с его претекстами (роман «Благие знамения» и одноимённый сериал), особенности следования канону и влияние сериала на интерпретацию романа фикрайтером. Из 17 стадий, выделенных Дж. Кэмпбеллом, герой проходит зов к приключениям, отказ от зова, принятие зова, обретение помощника, путь испытаний, встреча с женщиной, отказ от возвращения, спасение извне, награда. Помимо преодоления этих ступеней на уровне сюжетной динамики герой параллельно трансформируется с духовной точки зрения, и этап награды реализуется в виде обретения персонажем себя, в материальном же отношении он скорее проигрывает, потому как теряет важнейшую частью своего тела, что свидетельствует об этапе перевоплощения. В статье делается вывод о том, что схема путешествия героя, предложенная Дж. Кэмпбеллом, применима и к более статичным текстам, в которых развитие происходит на уровне внутреннего мира.
Для цитирования: Матвеева А.В. Развитие структуры мономифа в фэнтезифанфикшн // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Специальный выпуск. С. 36—43.