В статье рассмотрена асимметричная пара терминов «текст» и «произведение», которые могут находиться в различном соотношении друг с другом. При этом существует корреляция между решением вопроса в парах «текст — произведение» и «текст — дискурс». Текст как тотальный идентификатор гуманитарных и общественных наук не может быть определен полностью в рамках одной науки. Когда мы даем определение тексту, мы неизбежно создаем его глубоко трансформированную модель в том или ином ракурсе научного знания. Поэтому вариативны и дискуссионны как набор и количество основных текстовых категорий, так и терминологические ряды. Например, частое противопоставление текста как упорядоченной и иерархизированной системы потоку дискурса проводится по различным основаниям и с различным результатом. И текст, и дискурс могут быть поняты в аспекте процессуальности, что порождает противоположные интерпретации. При учете широкого «плана языка» релевантней не противопоставление текста и дискурса, а их сопоставление, которое оставляет больше возможностей для научной дескрипции сложных феноменов и позволяет осмыслить текст как когнитивно-коммуникативное событие. В качестве произведения художественный текст дискурсивен по сути реализуемых в нем когнитивно-прагматических отношений между различными инстанциями. Традиционное словоупотребление «текст произведения» не только обозначает материальный субстрат последнего, но и предполагает имплицитно, что «произведение» больше и многозначней «текста». Постструктуралисты интерпретируют это соотношение в обратном порядке. Эти подходы совместимы, если представить себе «напечатанный текст» как застывшее «речевое произведение», базу интерпретации, от которой можно двигаться в противоположные стороны к инстанциям «тотального автора» или «тотального читателя».
Ключевые слова: текст, произведение, дискурс, процессуальность, когнитивный, интерпретация.
Ссылка на статью:
Лакербай Д.Л. О терминах «текст» и «произведение» // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 1. С. 22-33.