В данной статье представлена оригинальная авторская концепция стилевых определителей, базирующаяся на понимании персонального стиля как полноценного воплощения субъектной стороны текста. Процесс создания писателем своего стиля можно интерпретировать как индивидуальный семиозис, а возникающее текстовое пространство — как производную языковую среду с реализованной субъектностью. Персональный стиль — это уникальное органическое единство идейно-конструктивного принципа и «фактуры» произведения, поэтому важнейшей категорией является «глубина стилевой модели» как требование соединять анализ выразительной фактуры с анализом самого способа выразительности. Аналитическим взглядом увидеть весь стиль нельзя, поэтому анализ персонального стиля представляет собой выстраивание композиции стилевых определителей, при этом состав и глубина стилевой модели вариативны. Для характеристики индивидуального семиозиса и реализованной в произведении вторичной языковой среды требуется специальный термин. В нашем понимании, это авторский референциал. На уровне стилевого принципа референциал означает тенденцию отбирать / изображать что-либо как-либо. На уровне стилевой фактуры референциал обозначает, как именно предметы и явления демонстрируются в тексте. Референциал можно метафорически назвать программной миметической привычкой писателя. Описание референциала художника — это краткая «презентация» наиболее регулярных и наглядных стилевых примет «изображенного мира», указывающих на отношение писателя к миру и языку.
Ссылка на статью:
Лакербай Д.Л. К теории персонального стиля: референциал в системе стилевых определителей // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 43–56.